Top.Mail.Ru

Краткая биография и основные идеи Вольтера

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) — величайший мыслитель и писатель, один из основателей французского Просвещения. С его именем связано распространение так называемого вольтерьянства — политического и религиозного свободомыслия. Ознакомившись с краткой биографией Вольтера, можно сделать вывод, что весь жизненный путь философа сопровождался неутомимой общественной борьбой с феодальным деспотизмом и господствующими в Европе религиозными догматами.

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер)

Детство и юность

Будущий философ-просветитель и публицист родился 21 ноября 1694 года в столице Франции. Википедия гласит, что его родители принадлежали к правящему классу: отец занимал почетную должность в налоговой службе, а мать являлась дочерью секретаря уголовного суда. Мальчик рос в большой семье, где был пятым по счету ребенком. Когда Вольтеру стукнуло 7 лет, он лишился матери, и его воспитанием всецело занялся отец, который не особо баловал сына, приучая его к строгой дисциплине и упорному труду.

Детство и юность Вольтера

Первым учебным заведением молодого человека стал иезуитский колледж, в котором он обучался латыни и «всяким глупостям», о чем свидетельствуют его собственные слова. Требовательный отец желал, чтобы его отпрыск стал юристом, поэтому в 1711 году способствовал зачислению Вольтера в парижскую Школу права.

Юридическая карьера не приносила морального удовлетворения юному философу. Еще будучи студентом, он увлекся литературой и начал писать стихи. Вдобавок ко всему он никогда не питал теплых чувств к отцу. Чем старше становился Вольтер, тем меньше ему хотелось быть сыном зажиточного чиновника. Интересен тот факт, что уже в зрелом возрасте просветитель как-то обмолвился, что его настоящий отец — бедный мушкетёр, а вовсе не преуспевающий буржуа.

Первые шаги в литературе

Первые произведения Вольтера Франсуа-Мари вышли в свет, когда начинающий писатель обитал в знатных домах в качестве поэта-нахлебника. Дальний родственник матери аббат Шатонеф, разделявший увлечение юноши литературой и оказывающий всяческую поддержку, ввел его в среду вольнодумцев-аристократов, объединившихся вокруг герцога Вандомского.

У молодого писателя был настолько острый язык, что его смелые, переполненные едкой сатирой строки приходились некоторым представителям власти не по нраву, за что Вольтер неоднократно становился узником знаменитой королевской тюрьмы Бастилии. В 1717 году он был заточен на длительный срок, но времени даром не терял: в этот период шла кропотливая работа над поэмой «Генриада» и трагедией «Эдип».

После очередной ссылки в тюрьму в прессу стали просачиваться сообщения о желании властей депортировать опального философа из страны. В случае неповиновения Вольтеру грозил внушительный срок. Недолго думая, он собрал вещи и направился в Англию, где прожил примерно три года, занимаясь изучением различных гуманитарных дисциплин и периодически выступая с докладами перед общественностью. Вернувшись на родину, он пишет свой знаменитый труд «Философские мысли», в котором делится с читателями тем, как устроена политическая жизнь у англичан.

Книга вызвала широкий резонанс в обществе, ее тираж был срочно конфискован, против издателя завели дело, а сам писатель успел скрыться в Лотарингии, где нашел приют у маркизы дю Шатле, с которой прожил 15 лет.

Известные произведения

Один из ярчайших представителей эпохи Просвещения писал как прозу, так и поэзию. Мировую славу ему принесли следующие драматические произведения:

Произведение «Кандид» Вольтера

  1. «Кандид». В этой повести автор описывает идеальную, по его мнению, страну Эльдорадо. Она кардинальным образом отличается от жестокого мира, которым писатель считал современную Европу.
  2. «Орлеанская девственница». Основная идея книги заключается в обличении несправедливости и высмеивании сомнительных ценностей феодального строя. Вольтер кратко рассматривает все темные стороны сословно-классовой структуры общества, доводя поэму до фарса.
  3. «Царевна Вавилонская». Это целый цикл небольших произведений, в которых автор рассуждает о смысле человеческого существования. По мнению философа, главная миссия человека в этом мире — счастье, но жизненные неурядицы мешают его достигнуть, поэтому люди обречены на страдания и лишения.

Огромное количество трагедий писателя, хотя они прославили его имя, нынче не на слуху и редко ставятся на сцене. Среди них лучшими считаются:

  • «Заира»;
  • «Альзира»;
  • «Магомет»;
  • «Меропа».

Основные философские идеи

Английский педагог и философ Джон Локк

Вольтер разделял взгляды английского педагога и философа Джона Локка, который стоял у истоков психологического эмпиризма. В то же время французский просветитель являлся ярым противником материалистической философии. Он беспощадно критиковал Барона Гольбаха, против которого было написано его «Письмо Меммия к Цицерону». Что касается вопроса бессмертия души, то Вольтер не отрицал, но и не признавал тот факт, что после смерти душа обретает новую форму жизни.

Все философские положения Вольтера базировались на скептицизме. Он полагал, что люди должны избавиться от навязанных принципов и иррациональных постулатов. Кроме того, просветитель призывал придерживаться оптимистического подхода к бытию. Если сейчас не всё гладко, считал Вольтер, то в будущем ситуация обязательно наладится.

Политическая позиция

Далеко не все современники Вольтера, активно участвовавшие в формировании общественного мнения, были приверженцами абсолютизма. Не стал исключением и французский просветитель, выступающий против неограниченной власти монарха, но в то же время отрицательно относящийся к идее социального равенства.

Правильный правитель, способный позаботиться о гражданах и создать для них достойные условия жизни, непременно должен быть просвещенным человеком.

Портрет идеального слуги народа философ подробно описывает в своих произведениях. Власть имущие в его поэмах изображены светилами, которые прилагают максимум усилий для того, чтобы их страна стала процветающей. Людям недворянского происхождения отводилась роль сатирических персонажей.

Философ Вольтер

Философ Вольтер не ратовал за демократию как власть народа. Необразованные рабочие не имеют представления, какой должна быть хорошая жизнь, им не обойтись без твердой правящей руки, иначе общество погрузится в хаос. Тот, кто отрицательно относится к монархизму, в действительности выступает против развития человечества.

В ситуации, когда на троне восседает жестокий и недальновидный человек, виноваты сами граждане. Мыслитель не верил в божественное предначертание короля, считая, что правитель — такой же смертный человек, подданные его могут как привести к власти, так и свергнуть.

Отношение к религии

Всю свою сознательную жизнь Вольтер беспощадно критиковал официальную религию и ее последователей. В своих произведениях философ, прибегая к логическим умозаключениям, доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мышления. Мыслитель не стеснялся в выражениях относительно христианства и иудаизма, осуждал клерикализм и церковные устои, мешающие поступательному развитию общества. Несмотря на свою критическую позицию по отношению к вере, Иисуса философ описывает с большим уважением, не отрицая существование Создателя, но осуждая бездумное поклонение ему.

Вольтер беспощадно критиковал официальную религию и ее последователей.

Высказывания против церкви не мешают ему критиковать атеизм. Симпатизируя деизму, мыслитель говорит, что Бог существует, благодаря ему была создана Вселенная, однако со временем его точка зрения немного изменится. В его публичных выступлениях по-прежнему проскакивают слова о божественном создании, но сам он начинает сомневаться в существовании высших сил. В приватных беседах с другими философами Вольтер говорит, что Бога нет.

Тем не менее он убежден в необходимости веры во Всевышнего. Без внешнего контроля зыбкое общество погрязнет в пучине острых противоречий, и люди попросту поубивают друг друга. Бог выполняет роль справедливого судьи и сдерживающего фактора, поэтому вера не вносит раскол в общество, а, наоборот, помогает сохранить человеческий род.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Вольтера

Смерть возлюбленной в 1749 году и разочарование в версальском дворе вынудили философа принять приглашение прусского монарха Фридриха, с которым он долгое время находился в переписке, и обосноваться в Берлине. До этого, в 1745 г., Вольтеру выпала честь стать придворным поэтом и историографом, а в 1746 году его избрали во французскую академию наук. Поссорившись с прусским королем, Вольтер решает начать новую жизнь в Швейцарии, куда приезжает в 1753 г.

В 1778 г. философа пригласили обратно на родину. Казалось, что в Париже, окруженный всеобщей любовью, он спокойно доживет отведенное ему время, но тут вмешалась тяжелая болезнь — у мыслителя диагностировали рак. Чтобы хоть как-то облегчить свое состояние, Вольтер пристрастился к опиуму. В конце мая 1778 года великого философа не стало. Церемония прощания с просветителем состоялась в Шампани. В 1791 году его останки были перенесены в Парижскую национальную усыпальницу людей, оставивших значимый след в истории Франции.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector