Живая и неживая природа — определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук — ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему «Кто есть кто».

1 класс — подходящий для обсуждения темы «Человек и природа» с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки «Воздух», «Вода», «Почва» в рамках цикла «Введение в экологию».

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Оглавление:

Мир живой природы




Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

  • растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы;
  • животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники;
  • человек.

Объекты и явления неживой природы


К объектам неживой природы относят:

  • воздух и его составляющие (ветер, облачные массы);
  • воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги);
  • почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни);
  • полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
  • органические вещества (минеральные соли);
  • планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).

Явления неживой природы называются физическими. Примеры — таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

  • механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю);
  • тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце);
  • световые (тень, свет, темнота) и другие. 

Чем живая природа отличается от неживой






Главное отличие — способность к росту и развитию.

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

  • Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью;
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает;
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны;
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре;
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана. 

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

  • дыхание;
  • потребность в пище;
  • способность к размножению;
  • рост;
  • старение и умирание.

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

Примеры:

  1. Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде; человек имеет легкие, чтобы дышать; у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
  2. Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
  3. Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний — изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
  4. Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке — в яйце, только через некоторое время вылупляются.
  5. Умирание. Примеры — листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются — и котята, и щенки, и кролики, и медвежата — и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания — признак человека.

«Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден» (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Пример: Высыхание луж — это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ — мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек — часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Связи проявляются в следующих видах:

  1. Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
  2. Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес — одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector