Мышление — основные формы и понятие.

Мышление – это сложный процесс отражения получаемой информации о предметах в логических связях.

Ассоциации строятся благодаря представлениям, понятиям, суждениям, что позволяет человеку строить рассуждения, осуществлять познавательную деятельность. Многие часто говорят о том, что мозг не нуждается в тренировках — мол, он и без этого прекрасно работает. И понимание, к сожалению, приходит уже слишком поздно, когда из-за начавшихся процессов старения информация не извлекается так легко, как раньше, появляется рассеянность, а на принятие даже простых решений тратится гораздо больше времени. В век высоких технологий для этого не надо никуда ходить — все тренажеры доступны онлайн — например, онлайн-тренажеры для ума https://mozgotren.ru/trenagors

Оглавление:

Что такое мышление и каковы его функции

Мышление – психическая функция, отражающая суть объектов в их закономерных связях: глубоких логических (атрибутика мышления), поверхностных случайных (рифма, созвучие).

Благодаря данному процессу происходит восприятие качественных и количественных характеристик объектов. Эти параметры необходимы для построения связи.

Анализ и синтез информации приводят к формированию вывода о предмете. Именно мышление позволяет сопоставить описание с определением.

Так, говоря о предмете, которым пишут, каждый представляет ручку или карандаш. Внешние параметры могут отличаться, но суть здоровый человек определяет верно.

Способность дифференцировать объекты, определять сходства и различия между ними – одна из ключевых функций.

Типы мышления

Образное

Формируется на самых первых этапах становления человека. При этой форме оперируют образами.

Задача сформулирована конкретно, наглядно. Для решения необходимо выполнение действий.

Понятийное

Основной инструмент при этом типе – понятия, представляющие собой совокупность суждений, объединенных логически.

Этот тип принадлежит к теоретическому, поэтому его атрибутами выступают знания, абстрактные понятия.

Знаковое

Данный тип оперирует знаками, на основе которых строятся модели поведения, явлений. В качестве знаков выступают как математические составляющие, так и объекты, имеющие значение для индивида.

Моделирование – неотъемлемая часть абстрактно-знакового мышления.

Виды мышления в психологии

В зависимости от поставленных задач выделяют теоретическое и практическое. О первом говорят при решении задач посредством теоретических понятий, о втором, если индивид опирается на практические умозаключения.

Мышление, базирующееся на восприятии, чувственном познании окружающей действительности – интуитивное. Если индивид руководствуется логическими рассуждениями – это дискурсивное или аналитическое мышление.

Процесс, основанный на собственном опыте (закрепленном в памяти) носит название эмпирического.

Исходя из результата, полученного в ходе мыслительных операций, выделяют продуктивное мышление, где проявляются творческие способности индивида, с формированием нового пути решения задачи.

Если решение основано на способах, применявшихся ранее (используется стандартная схема), говорят о репродуктивном мышлении.

В зависимости от особенностей мышления выделяют:

  • техническое – конструктивное;
  • синтетическое;
  • светское;
  • религиозное;
  • научное;
  • творческое;
  • этническое.

Формы мышления в психологии

Понятие

Представление о чем-либо, опирающееся на сущность явления или предмета. Понятия приобретаются в процессе жизни (формируются под влиянием опыта и знаний).

Выделяют конкретные – понятия-указатели, абстрактные – понятия для обозначения объектов, недоступных наблюдению в данный момент.

Суждение

Высказывания о явлениях, объектах на основе понятий. При этом предыдущее определяет последующее высказывание.

Умозаключение

Представляет объединение нескольких суждений, из которых вытекает логический вывод.

Процесс мышления и его стадии

Мышление – психический процесс, отражающий способность индивида формировать суждения и умозаключения.

Так, согласно одной из теорий, этапы мышления можно представить в виде таблицы.

1 Мотивация (необходима для реализации мыслительной деятельности)
2 Анализ
3 Способы решения
применение одного алгоритма
применение нескольких алгоритмов
стремление найти новое решение
применение логики и рассуждений
применение аналогий
4 Логическое обоснование решения
5 Претворение на практике
6 Закрепление результата перепроверкой

Приемы мышления

В обществознании мышление – сложный процесс, имеющий объективную (условие и требования к выполнению задачи) и субъективную структуру (цель и средства решения задачи).

Анализ

Осмысление каждой составляющей, каждого отдельного признака явления или объекта. Это позволяет выделить главные и второстепенные признаки. При патологии мышления человек фокусируется на второстепенных деталях, пренебрегая главными.

Синтез

Объединение информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) об объекте в единое целое. Комплексная оценка позволяет получить информацию об объекте со всех сторон.

Сравнение

Сопоставление предметов с формированием умозаключения о сходстве или различии данных. При сравнении ручки и карандаша, оба будут принадлежать к канцелярским принадлежностям, но они различаются по внешним характеристикам.

Классификация

Логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Происходит разделение предметов по одному или нескольким признакам.

Обобщение

Выявление общих признаков среди различных явлений. Его цель – составление определенного вывода. Способность к обобщению формируется с детства, по мере взросления человека.

Конкретизация

Привязка общего утверждения к конкретному явлению. Благодаря этому возможно воспроизведение предмета по памяти.

Абстрагирование

Выделение существенных связей и определение несущественных признаков. При формальном абстрагировании учитывают свойства, неотделимые от объекта. Содержательное абстрагирование включает операции с несколькими свойствами.

Нарушения мышления в психологии и его формы

Нарушения по темпу включают ускорение мыслительных процессов. При этом суждения становятся поверхностными, человек теряет способность концентрироваться, ему сложно удерживать внимание. В разговоре нетерпелив.

Замедление мышления встречается при депрессии. Данное состояние проявляется снижением ассоциаций, медленной речью, затруднением ответов на задаваемые вопросы (косность мышления).

Более глубокие нарушения мышления (ментизм, барраж) рассматриваются в рамках психиатрии.

Диагностика патологий мышления

Определение уровня мышления базируется на простых методах: беседа с человеком, оценка его письма.

В практической деятельности при беседе используют различные методики: исключение слов, сравнение понятий, логика связей, перепутанные инструкции.

Так, в последней оценивают слуховое внимание в ходе выполнения инструкции (которая прослушивается человеком). Широко используют для проверки мышления детей.

Способы развития мышления

Формирование словесно-логического мышления позволяет сохранять память и интеллект в тонусе.

Вот несколько простых упражнений, для выполнения которых потребуется таймер, бумага, ручка и желание:

  1. Написание слов на заданную букву. Для этого выберите одну или две буквы и напишите максимальное количество слов, начинающихся с этой буквы за две минуты.
  2. Отражай слова. Выбрав несколько словосочетаний, прочитайте их наоборот. Пример: трава зеленела (аленелез аварт).
  3. Найди лишнее. В представленном ряде слов, исключайте лишние. Данные ряды можно найти в соответствующих руководствах. Пример: Иванов, Петров, Андреев, Сидорова, Игнат, Дмитриев, Павлович.

Эти упражнения подходят для всей семьи, время их выполнения можно увеличивать, переходя от простого к сложному.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector