Top.Mail.Ru

Стратегическое планирование — сущность, методы, основные этапы

Стратегическое планирование в современном бизнесе необходимо в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации.

Что это такое, зачем нужно и что себя включает? Об этом подробнее далее.

Оглавление:

Что такое стратегическое планирование

Стратегическое планирование в менеджменте является процессом формирования и реализации в жизни списка решений и действий исполнителями в определенные сроки, которые нацелены на выполнение стратегических задач.

Планирование предпринимается руководителем и нужно для реализации намеченных целей.

Согласно определению Питера Лоранжа, известного профессора бизнес-управления, это инструмент, который помогает принимать правильные управленческие решения, и нужен он для обеспечения изменения в управлении организации.

Понятие собирательное, поэтому оно включает в себя процесс перераспределения средств, адаптацию к среде, основы осознания управленческой стратегии.

Причины стратегического управления

Его появление обусловлено множеством причин из-за изменения характера среды работы фирмы.

Они делятся на четыре больших группы причин:

  1. Создана по общемировым тенденциям на мировом рынке, в частности, из-за глобализации, новых технологий, итогов научного и технического достижения, формирования сетей, увеличения конкурентов.
  2. Создана по тем преобразованиям, которые произошли вследствие перехода с государственной на рыночную модель хозяйства.
  3. Создана из-за появления большого количества хозяйств разной формы собственности, что привело к возникновению на рынке непрофессиональных кадров.
  4. Появилась из-за сложной социальной и экономической ситуации в итоге перехода к рыночной экономике, спада фирмы, перестройки в экономической сфере, процесса инфляции и безработицы, банкротства и иных явлений.

Основные стратегии организации

Стратегия компании зависит от того, какой она имеет размер, структуру, состояние в рыночной среде и иных факторов.

Всего имеется четыре стратегии:

  1. Корпоративный вид стратегии — полноценный план по управлению компанией, который включает все отделы. В него входит план действий, который предпринимаются для стабилизации общего положения дел в фирме и укрепления ее места.
  2. Бизнес-модель как вид стратегии — план действий в условиях конкуренции для достижения преимущества в рамках одной сферы.
  3. Операционный вид стратегии — определенная инициатива стратегии и подход в руководстве фирмой, финансовым отделом или центром распределения при разрешении повседневных проблем, которые имеют значение.
  4. Функциональный вид стратегии — включает в себя несколько иных разновидностей стратегий: по товарам, по ценам, по поведению фирмы на рынке, по снижению транзакций, по содержанию внешнеэкономической деятельности, по стимулированию персонала и по предотвращению банкротства.

Классификация и выбор стратегии

Выбор стратегии в фирме осуществляют после анализа ее состояния, учета финансовой ситуации, характера стратегий и вида работы фирмы.

Имеется стратегия по:

  • концентрированному росту: усиливает рыночные позиции;
  • интегрированному росту: обратна вертикальной интеграции;
  • диверсификационному росту — та, которая направлена на процесс центрированной диверсификации;
  • стратегия сокращения — та, которая нацелена на уменьшение расходов с улучшениями доходной части.

Этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование в любой фирме состоит из пяти этапов:

  1. Определение миссии с ее целями.
  2. Анализ среды и потенциальных шансов компании в силу этой среды.
  3. Подбор стратегии.
  4. Выполнение стратегии.
  5. Оценка с контролем выполнения.

Миссией компании является главная цель существования компании. Она показывает устремление, планы развития и ее приоритетные ценности.

В миссии не указывается текущее состояние компании, проблемы, а также приобретение прибыли как приоритет, хотя это и считается важным фактором существования фирмы.

Миссия — это список целей компании в конкретной форме, а они имеют:

  • четкую ориентированность;
  • конкретику;
  • непротиворечивую и согласованную форму;
  • адресную и контролируемую форму.

После выстраивания миссии и цели, совершается анализ. Он нужен для выявления стратегии развития, выявления возможной угрозы для фирмы. При этом анализируется внешняя и внутренняя среда — составные элементы.

Анализ внешней среды — процесс определения угроз для фирмы со стороны рынка, а внутренней — процесс определения угроз со стороны кадров, управленческой структуры, производства, финансов и маркетинга.

Анализ внешней среды дает возможность сделать план действий на случай непредвиденных обстоятельств со стороны рынка, анализ внутренней среды — вскрыть потенциал фирмы для борьбы с конкурентами.

Стоит отметить: стратегия развития фирмы выбирается при учете места фирмы на рынке конкуренции, перспектив ее развития. Она должна осуществлять цели компании. Если она соответствует, тогда стратегическое планирование начинает действовать.

Последний этап стратегического планирования — оценка и контроль его выполнения. Контроль нацелен на проверку соответствия положения компании поставленным целям. Он оценивает и корректирует результаты выполнения плана, работы всей организации, повышает эффективность ее работы.

По завершении этапа выявляются преимущества и недостатки фирмы, угрозы для банкротства и потери прибыли компании, то есть проводится аудит, предоставляемый в виде отчета руководителю.

Стратегический план предприятия

Стратегический план считается долговременной схемой действия фирмы (примерно 10-15 лет), в которой указываются стратегии, цели с задачами компании. Это документ, который выражает миссию компании.

План разрабатывается в 4 этапа. Вначале определяется стратегическое положение компании, ее особенности, делается обобщенная оценка ее перспектив развития, определяется альтернатива ее развития.

Методы реализации стратегического плана

Методология реализации стратегического плана — совокупность действий, которые нацелены на обоснование и анализ прогнозирования развития компании, стратегии и миссии; способы или технические приемы для решения проблем планирования.

Их реализация невозможна без определения тактики, бюджета и управления по целям.

Тактика — целесообразное применение действий в организации управления. Без нее невозможна реализация плана.

Бюджет является количественным воплощением стратегического плана в доходах и расходах за конкретное время, разрабатывается управленческой верхушкой компании.

Управление по целям является маркетинговой системой управления организации или системой методов реализации плана, в которой одновременно соединяются цели и задачи плана.

Оценка стратегического плана

Оценка стратегического плана — обязательное условие для планирования и ее ключевой компонент. Она позволяет сравнивать реальные показатели работы организации и сопоставлять их с ее целями.

Оценка эффективна при систематичном порядке. Необходима для процесса корректирования стратегии и получения успеха организации.

Роль маркетинга в стратегическом планировании

Маркетинг призван обязательно изучать запросы потребителей и цели компании. Его сущность помогает выявить реальную нужду потребителей и поспособствовать ее удовлетворению с помощью выведения на рынок необходимых товаров и услуг компании.

Маркетинг помогает изучить рынок товаров с услугами, чтобы наилучшим образом бороться компании с конкурентами. Его действие ориентировано на получение прибыли организацией, исходя из ее функции для общества.

Заключение

Итак, стратегическое планирование — собирательное понятие. Это список действий, принципы, которые позволят сохранить компанию на плаву в конкурентных условиях, выявить ее недостатки и убрать их во избежание спада эффективности предприятия.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector