Top.Mail.Ru

Примеры абстрактного мышления и как развить свои способности

Главное отличие человека от других представителей живой природы — наличие разума, позволяющего иметь абстрактное мышление. Примеры: с помощью имеющихся понятий люди могут создавать в своей голове образы различных предметов, выискивать взаимосвязь между ними и формировать логические суждения. Также они обладают способностью к систематизации полученных знаний, что ни при каких условиях не доступно другим живым существам.

Абстрактное мышление

Что такое абстракция

С помощью органов чувств человеческий мозг «впитывает» поступающую извне информацию, которая впоследствии хранится сначала в кратковременной, а затем в долговременной памяти. Знания о мире откладываются в виде понятий. Например, если прямо сейчас начать думать о кошке, в этот же момент всплывет ее образ, который позволит через воображение представить:

  • как она выглядит;
  • «услышать» ее мяуканье;
  • вспомнить ее нежную шерстку и острые когти;
  • вообразить ее движения.

Что такое абстракция

Казалось бы, кошка отсутствует, зато есть возможность контактировать с понятием о ней.

Точно так же люди могут представлять в уме цифры, решать сложные примеры. Визуализируемые буквы объединяются в слова и предложения. Из закоулков памяти возможно вытаскивать и соединять разные образы, выстраивать новые логические цепочки.

Человек не может создать абстракт того, с чем он никогда не встречался. Чтобы убедиться в этом утверждении, можно попытаться представить «гурамуху». Вряд ли кто-то поймет, что это такое, так как слово выдуманное.

Таким образом, абстрактное мышление — это способность воспроизводить в уме понятия или символы и оперировать ими, создавать мыслительные связи и высказывать их. Слово — это инструмент, посредством которого абстракция конкретной личности становится «видимой» для других — переходит из внутренней речи во внешнюю.

Как формируется

Психология утверждает, что абстрактное мышление начинает формироваться практически с первого года жизни, когда новорожденный начинает смотреть на мир более осознанно:

  • реагировать на звуки;
  • обращать внимание на людей;
  • различать ощущения (например, холод от тепла);
  • интересоваться игрушками и др.

Новорожденный начинает смотреть на мир более осознанно

В формировании и развитии абстрактного мышления принято выделять 3 стадии:

  1. На первом этапе у ребенка отсутствуют размышления, нет внутреннего диалога. Он может усваивать только конкретную информацию, действуя по принципу караоке: «что вижу, то пою». Видит тарелку — значит, сейчас будет еда, мяч — его можно взять в руки. Постепенно спектр интересов растет (пища бывает разной, игрушки тоже).
  2. Вторая стадия характерна тем, что малыш начинает выстраивать систему на основе накопившейся информации (кошка может быть серого, белого, черного цвета, но все это кошки). В этот период появляется воображение, которое помогает расширить склад понятий.
  3. Последний этап — к этому времени индивид набрался достаточного количества информации, чтобы начать использовать функцию абстрагирования. Это значит, что теперь он может четко представить какой-либо предмет в своей голове, даже если тот отсутствует поблизости.

Проще говоря, сначала ребенок знакомится с живыми и неживыми предметами окружающего мира, происходит их познание, классификация и метафорическое заглатывание. И только после этого появляется способность взаимодействовать с ними на символическом языке.

Формы мышления

Формы мышления

Необязательно летать на самолете, чтобы понимать, что он летает. Нет необходимости дотрагиваться до костра, чтобы вообразить его жар. Взрослый человек содержит внутри себя множество образов, которые помогают ему выстраивать реальность, принимать решения и планировать действия.

Совокупность понятий условно разделяют на 3 вида абстракционных форм.

Категория понятия

Понятие — категория, объединение различных предметов по общим характеристикам. Например, каждый день разные люди надевают на себя белье, брюки, рубашки, платья, свитера, куртки, плащи, носки. Все это можно описать одним словом — одежда. Другой пример: есть понятие автомобиля. Оно включает в себя множество машин разных производителей, размеров и цветов.

Значение суждения

Суждение — способность оценивать предмет или явление. Например, зимой тепло, летом жарко, солнце яркое, иголка острая. Все оценки, в свою очередь, делятся на 4 вида:

  • простые — ночью темно;
  • сложные — ночью темно, потому что солнце садится;
  • правдивые — солнце садится каждый вечер;
  • ложные — ночью светло.

Если с простотой и сложностью все понятно, то с правдивостью и ложностью часто возникают проблемы. Например, почти каждая мама считает своего ребенка самым умным и способным. На самом деле только учитель может дать объективную оценку его умственным способностям.

Характеристика умозаключения

Характеристика умозаключения

Умозаключение — вывод на основе имеющихся суждений. Простой пример: если человек увидел некое сновидение, которое потом воплотилось в реальность, сновидец делает суждение, что сон — вещий. Абсолютно все мужчины считаются сильной половиной человечества. Вася — мужчина, значит, он сильный.

Правильность и адекватность суждений зависит от мировоззрения человека, его предпочтений и кругозора. У детей-маугли абстрактное мышление развито слабо из-за недостатка информации во время развития. Их суждения и умозаключения могут разительно отличаться от выводов, которые делает ребенок, полноценно воспитанный в социуме.

Процесс абстрагирования

Процесс абстрагирования имеет множество черт, которые условно можно объединить на несколько групп:

  1. Отвлеченность — процесс мышления может быть не связан с конкретным объектом. Например: на столе лежат фрукты, которых с утра там не было. Это значит, что мама была в магазине и покупала продукты. Такое умозаключение позволяет понять, какие действия предпринимала родительница в конкретное время. Получается, что фрукты — всего лишь предмет, дающий идею с целью получения определенного знания.
  2. Обобщение — возможность не прибегать к конкретизации и мыслить отвлеченно. Неважно, какой рукой женщина варит суп, кладет она в него курицу или свинину, добавляет зелень или нет, суп останется супом.
  3. Использование понятий, суждений и умозаключений, которые позволяют выстраивать четкую схему мыслительного процесса.

Абстрактное мышление практически всегда выливается из внутренней речи во внешнюю, хотя этот процесс и может иметь промежуточный этап в виде мыслеформ, не выражающихся словами.

Развивающие упражнения

Абстрагирование помогает человеку мыслить более эффективно. С его помощью можно отсечь лишнее, выделить необходимое, не затрачивать энергию на узнавание каждого отдельного предмета. Благодаря такому мышлению мир более понятен, структурирован и прост.

Способность абстрагироваться есть у всех людей, но вот в какой степени она развита — вопрос. Например, писатели и журналисты — личности с абстрактным мышлением высокого уровня. Творческое созидание невозможно без выхода за рамки «здесь и сейчас».

Мозг обладает нейропластичностью. Это значит, что он обучаем. Развить уровень абстрагирования можно с помощью таких упражнений:

Развивающие упражнения

  1. Игра «Аббревиатура», в которую можно играть и компанией, и в одиночку. Задача — взять случайный набор букв (3−4 штуки) и расшифровать их. На каждую аббревиатуру отдельный участник дает свой персональный ответ. Например, «ЛПР» — Лучший Педагог России. Такое занятие заставляет мозг думать, искать варианты, и развиваться.
  2. Изучение понятий — нужно взять слово, желательно неизвестное, найти в источниках его объяснение. Далее составить к нему ряд ассоциаций, нарисовать символ (знак, иероглиф и др.).
  3. Работа с воспоминаниями — устроиться поудобней, закрыть глаза и вспомнить ситуацию, которая имела место в сегодняшнем или вчерашнем дне. Нужно вспомнить ее в мельчайших подробностях: кто там был, что делал, во что одеты окружающие, какие были звуки, запахи, ощущения и чувства. Затем полученная картина «переписывается». В нее добавляется отвлеченный смысл — то, чего на самом деле не было. А то, что реально присутствовало — видоизменяется. Например, рыбное блюдо в ресторане меняется на мясное, официант на балерину, вечер на раннее утро .

Абстрактность необходима человеку для развития коммуникативных функций, от которых зависит его успешность в социуме. Умение объясниться, донести суть, задать правильный вопрос и понять ответ — все это влияет на то, что логик может взять из мира и дать ему.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector