Академик Михаил Ломоносов: краткая биография и деятельность

Академик Михаил ЛомоносовИстория Российского государства помнит великое множество достойных деятелей науки и искусства. Знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, краткая биография которого является примером целеустремлённости и трудолюбия, выделяется особо. Это был чрезвычайно одарённый человек с многосторонними талантами. Некоторые его научные труды не потеряли своей актуальности до наших времён.

Оглавление:

Детство на Двине и юность

Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.

8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.

Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».

Домашнее обучение

В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние. Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал. В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.

Юность Михайло ЛомоносоваВ родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.

Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.

Российские университеты

Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином. В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати. Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.

Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.

Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.

Учёба в Санкт-Петербурге

Поступление в университет ЛомоносоваСкорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.

Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:

  • профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин;
  • Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.

Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.

Немецкая поездка Ломоносова

В 1736 г. Михайло в компании с прочими талантливыми учащимися едет для совершенствования познаний в Германию, где планировалось углубить осведомлённость в точных и прикладных сферах. Ломоносов с теплотой и добротой вспоминал времена, проведённые в Марбурге. О своем преподавателе Х. Вульфе он отзывался с большим уважением.

Поездка Ломоносова в ГерманииВ этом городке состоялось знакомство Михаила с Елизаветой Цильх, ставшей его супругой в 1740 г. Она была дочерью хозяйки квартиры, где жил М. В. Ломоносов . В эти времена проявилось увлечение Ломоносова иноземными языками и литературными течениями. Началось комплектование личного книгохранилища, куда собирались избранные сочинения древних литераторов и современных писателей.

В Германии ученый ведёт активную творческую работу:

  • читает лекции студентам;
  • пишет научные доклады;
  • проводит опыты;
  • постигает новые предметы.

Первые пробы пера

Годы получения образования за пределами Родины ознаменовались дебютом в написании учёных произведений:

  • «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» — первое исследование молодого учёного;
  • Второе произведение с названием «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», посвящалось структуре веществ и стало прообразом будущей молекулярной теории.

Молекулы Ломоносов назвал корпускулами. Это событие случилось в 1739 году.

Написание виршей ЛомоносовымПараллельно, увлекаясь литературными трудами, он начинает слагать вирши. В этом же году российские войска взяли верх над турецкой армией и Ломоносов посвящает этому событию «Оду на взятие Хотина» — первое значимое поэтическое творение. Михаил Васильевич отправляет записку на Родину, в каковой размышляет о канонах отечественной поэтической культуры. С его подачи установилась ныне существующая структура размерности стихотворений, ямб и силлабо-тонический размеры поэтических произведений.

В 1739 г. завершилось проживание в Марбурге. Это было довольно независимое существование, впереди ждала учёба под наблюдением строгого и требовательного преподавателя Генкеля в местечке Фрайбург. Он преподавал рудничное ремесло и металловедение. Ломоносов конфликтовал с педантичным наставником по поводу однообразности и нудности преподавания и по весне 1740 г. приезжает домой.

Возвращение домой

Возвратившись в Российскую Империю, Ломоносов получает должность адъюнкта на физико-математическом факультете Петербуржской научной Академии, а в 1745 г. становится профессором химических наук. В 1748 г. Михаил Васильевич основал химический класс и лабораторию при Академии и трудится здесь.

Приезд Ломоносова домойВ 1748 г. здесь формируется исторический Департамент. На его совещаниях разгорелся спор Ломоносова и Г. Ф. Миллера . Он упрекает Миллера в преднамеренной недооценке российских сотрудников в учёных экспериментах. Михаил Васильевич пытается реформировать научный процесс с умыслом «приведения Академии Наук в доброе состояние», настойчиво формируя точку зрения о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его образованию.

К 1752 г. материальное положение позволило семейству Ломоносовых иметь своё жилище и оборудовать лабораторию для проведения химических экспериментов. Средств хватило даже на комплектование скромного планетария. Наблюдая за космосом, Михаил Васильевич совершил грандиозную находку. В напечатанной в 1761 г. работе «Явление Венеры на Солнце» он предположил, что планета Венера обладает своей атмосферой.

В 1753 г. в деревушке Усть-Рудица, которую ему подарила императрица, М. В. Ломоносов основал предприятие, на котором производили разноцветные живописные стекла. Начинали работу с выработки бисерных шариков и бус. Немного позже в ассортименте продукции возникли столовые наборы, канцелярские и туалетные принадлежности, стеклянная бижутерия. Доходы от производства давали возможность проводить эксперименты со стеклом, изучить способы окраски, создать красители всевозможных оттенков.

Работа в Москве

Московский Университет был открыт в 1755 году по ходатайству Ломоносова. В это учебное заведение принимали всех одарённых людей со всех уголков государства. Многочисленные проекты для прогресса Российской Империи начинались с инициативы учёного.

Преподавательская деятельность ЛомоносоваВ 1755 году в произведении «Русская грамматика» Михаил Васильевич высказал некоторые любопытные положения по фонетическим и грамматическим правилам. В основах родной речи по сей день эти идеи являются базовыми и определяющими.

Изготовление неорганических красителей, глазури, стеклянных и фарфоровых изделий начиналось с разработки рецептуры и техпроцесса. Ломоносов открыл способ производства фарфоровой смеси. Разноцветные стёклышки он применял для изготовления мозаики. Некоторые его мозаичные панно («Полтавская баталия») и портреты по достоинству оценили в Российской Академии художеств.

В 1763 г. его творчество признали лучшие деятели искусств страны тех времён. «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел» — учебные пособия, впервые появившиеся в России для познания химических дисциплин и металлургии, вышли из-под пера Михаила Васильевича.

Международное признание

1758−1764 годы наполнены общественной и научной активностью. Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическая гимназия при Академии наук, — везде учёный вносил непосредственный вклад в формирование национальной научной школы.

Огромное внимание уделялось проблемам демографии страны. Собственную позицию Ломоносов сконцентрировал в «Атласе Российского государства», написанного в эти годы. Способы роста деторождения, принятие иностранцами гражданства нашей державы отражены в реферате «О сохранении и размножении российского народа» (1761).

Ломоносов удостоился звания почётного доктора Шведской и Болонской академий. Но отношения в отечественной Академии оставались сложными, невзирая на авторитет среди учёных других стран и неописуемый вклад в отечественную науку и культуру. Инициативы Ломоносова по многим темам частенько встречали в штыки, сослуживцы и чиновники относились к нему враждебно.

Большая утрата

Кончина Михайло ЛомоносоваОбострение болезни и рабочие конфликтные ситуации подтолкнули его к отставке. Императрица сперва подписала прошение, но потом отменила. Таким образом, все годы жизни Ломоносова прошли в гуще научной и общественной деятельности.

На пятьдесят четвёртом году жизни Михаил Васильевич Ломоносов умер от пневмонии 15 апреля 1765 года. Похоронная церемония состоялась в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. Всё его научное достояние по распоряжению Екатерины Великой изъяли и вывезли во дворец графа Орлова, где было утрачено. Но его открытия после смерти по-прежнему являются важнейшими и знаковыми в изучении многих наук: физики, химии, литературы, географии.

Академик Михаил Ломоносов
Русский ученый Михаил ЛомоносовДетство Михаил ЛомоносовЮношеские годы Михаила ЛомоносоваУчеба Михаила ЛомоносоваНаучные открытия Михаила Ломоносова
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector