Top.Mail.Ru

Кратко самое главное о направлениях философии Древнего Китая

В далёком прошлом китайцы имели религиозно-мифологическое мировоззрение. Оно значительно повлияло на развитие разных сфер и становление государства. Во многих литературных источниках можно узнать только кратко самое главное о философии Древнего Китая. Однако она имеет немало уникальных особенностей и направлений, о которых подробнее можно узнать в реферате.

Философия Древнего Китая

Предыстория нового мировоззрения

Своими корнями древнекитайская философия уходит в глубокое прошлое. Её становление обусловлено разрушением традиционных отношений в обществе и ростом научных знаний. Это были главные предпосылки зарождения новой философии. Мировоззрение начало формироваться с VI века до н. э. Оно сильно повлияло на развитие культуры Китая, Японии, Вьетнама и Кореи. Эта предфилософия насчитывает больше 2500 лет. Продолжительный период древнекитайская цивилизация развивалась независимо от других государств. Поэтому она сильно отличается от других мировоззрений и имеет особенности, каковы присущи только ей.

Всё в мире подчиняется Небу, которым управлял Шан-ди

Предфилософия Китая представляет переход от мифологии к самой философии. До VI века до н. э. люди верили, что всё в мире подчиняется Небу, которым управлял Шан-ди. Этому богу подчинялись духи и низшие божества. Древний народ представлял их в виде зверей, птиц и рыб. Волю богов народ узнавал с помощью гаданий и предзнаменований. Также люди древней цивилизации почитали мифических героев.

В течение периода VI—III вв. еков Древний Китай распадался на независимые образования, между которыми часто происходили войны. В это же время начали появляться философские школы, которым были характерны различные политические и этические убеждения. Тогда зародились понятия и идеи, ставшие традиционными для современной китайской философии.

С VI века до н. э. мыслители древнего государства пытались объяснить специфику своего представления о мире с помощью собственных наблюдений за природными явлениями. Например, в книге Ши-цзин не только утверждается о господстве Неба, но и объясняется закономерность движения космических тел. В этой работе новый культ связывают с судьбами цивилизаций и отдельных личностей. Кроме того, в книге подробно говорится о моральных ценностях.

Главные черты

Ещё с VII века китайские философы начали выдвигать новые идеи. Ши Бо объяснил понятие гармонии. Глава придворных летописцев Ши Мо верил в «парность всех вещей». Бо Янфу считал, что землетрясение, которое произошло в 780 году до н. э., было обусловлено нарушением связи между мужским и женским началами.

Со временем сформировались главные особенности древнекитайской религии:

Духи Инь и Ян

  • Культ предков. Древний народ верил, что умершие люди положительно влияют на судьбы живых. Китайцы считали, что покинувшие их родственники заботятся о них и помогают на жизненном пути.
  • Взаимодействие мужского и женского начала. Если верить древнекитайской религии, при возникновении жизни во Вселенной царил хаос. Только после рождения духов Инь и Ян в мире всё упорядочилось и разделилось на небо и землю. Первой частью управляло мужское начало, а второй — женское.
  • Холизм. В китайской философии мир и индивид рассматриваются как единое целое. Эти феномены не противостоят друг другу, а служат целостной структурой. В ней тело и дух находятся в гармоническом единстве.
  • Интуитивность. Методики познания в древнекитайской философии сходны с интуицией. Чтобы понять единую целостность, человеку нужно полагаться на интуитивное прозрение.
  • Символизм. Китайцы дополняли познание эстетическим ощущением и желанием к реализации морали на практике. Важным в этом комплексе считалось нравственное сознание. В качестве инструментов для размышлений применялись образы.
  • Коллективизм. В предфилософии общественное начало преобладало над личностным.
  • Традиционализм. Развитие формы познания опиралось на обычаи и традиции общества.
  • Конформизм. Люди сразу приспосабливались к условиям и порядку в общественной среде.

Также философии была характерна иерархичность. Необходимость в социальной иерархии Древнего Китая выразилась во всех философских направлениях.

Особенности конфуцианства

Великий мыслитель Конфуций

В VII веке до н. э. в Китае бурно развивалось сразу несколько философских направлений. Самым значимым среди них было конфуцианство. Это философское учение актуально даже сегодня. Основоположником направления стал Конфуций. Хотя этот человек был малоизвестным при жизни, после его смерти люди почитали его как одного из самых великих мыслителей.

Почти 2000 лет конфуцианство регламентировало политическую, экономическую и социальную сферы, а также семейные отношения китайцев. Оно отличается строгим рационализмом. Это философское течение считает государство самым важным в обществе. Также в учении общие интересы преобладают над частными. Вместо духовенства здесь служат чиновники, которые занимаются административными и религиозными обязанностями.

Нередко конфуцианство рассматривается как образ жизни. Оно способствовало этнической сплочённости и единству народа древней цивилизации. Конфуций утверждал, что мудрость исходит из прошлого. Если человек отвергал традиции, то его ждала несчастливая жизнь.

Принципы философского учения:

  • «Хэ» (гармония, единение). Общественная организация достигалась путём взаимного преодоления разных интересов и взглядов. В основе всего лежит соединение противоположностей.
  • «Жэнь» (гуманность, человеколюбие).
  • «Ли» (правила, этика).

В конфуцианстве народ разделяется на благородных и простых людей. Первые выступают за справедливость, гуманность и соблюдение законов государства. Простолюдины стремятся разбогатеть и использовать окружающих в корыстных целях.

Конфуций и его ученики

Философия Конфуция учит любить и уважать предков. Взрослые сыновья должны заботиться о пожилых родителях. Справедливость считается залогом решения любых проблем. Также важным требованием конфуцианства выступает желание овладеть учением и следовать ему всю жизнь.

В деятельности человеку необходимо поддерживать баланс для достижения самосовершенствования. Индивид должен приспосабливаться к окружающей среде и одновременно подчиняться власти. Поскольку мало людей способно к самопожертвованию, Конфуций утверждал, что большую часть народа должны воспитывать правила. Однако мыслитель считал, что только разумные законы способны обеспечить стабильность в обществе.

Принципы даосизма

Другое популярное древнекитайское учение — даосизм. Это направление объясняет основы существования мира и поиск пути, по которому должен следовать человек. Основоположником этой философии был Лао-цзы.

Главные понятия даосизма:

  • «Дао» — путь, по которому должны идти индивид и природа. Это понятие выступает законом, обеспечивающим существование мира. Также «дао» считается своеобразной субстанцией, от которой возникла Вселенная.
  • «Дэ» — благодать, исходящая свыше. Считается энергией, которая помогла «дао» сформироваться в окружающий мир.

Мудрец Лао-цзы

Лао-цзы считал, что Вселенная выступает источником гармонии. Любое живое существо на планете прекрасно лишь в своём естественном виде. В даосизме человек становится счастливым и свободным тогда, когда он откажется от материальных ценностей и научится жить в гармонии с природой.

Философское направление характеризуется следующими идеями:

  • Все предметы и явления в мире взаимосвязаны.
  • В природе постоянно происходит круговорот материи.
  • Человек не может повлиять на порядок и законы мира.
  • Люди должны во всём уступать друг другу.
  • Человек сможет познать истину, когда избавится от желаний и страстей.

Лао-цзы считал лучшим правителем того, кто оставляет народ в покое. В то же время люди должны слушаться императора, поскольку властная особа способна общаться с богами и духами. Именно через правителя проходит энергия Вселенной.

Другие философские направления

Конфуцианство и даосизм сильно повлияли на мировоззрение древних китайцев. Однако богатство их культуры объясняется наличием черт из многих других философских течений.

Небольшой список иных известных направлений:

Мыслитель Мо-цзы

  • Легизм. Основоположник этого учения — Гуань Чжун. Древнекитайский философ утверждал, что управлять человеком и народом возможно только с тотальным контролем. Только таким способом в личности можно подавить её тёмную сторону и направить на нужный путь развитие общества. Главная мысль легизма — порядок во всех сферах жизни.
  • Моизм. Основателем учения был Мо-цзы. Великий мыслитель считал любовь основой жизни и равенства людей. Если говорить кратко, моизм характеризуется идеей долга и взаимной пользы. Человек должен стремиться помогать окружающим, а власти следует указывать народу, как себя вести и следовать традициям.
  • Натурфилософия. Главным представителем этой школы был Цзоу Янь. Как и натурфилософы Индии и других стран, китайцы считали, что жить в гармонии с окружающим миром получится только с познанием сил природы. Астрономические наблюдения помогали китайцам не только правильно вести сельское хозяйство, но и узнать волю Неба. Главной натурфилософской концепцией выступает универсальность Инь-Ян и цикличность взаимодействия Пяти Элементов: Земли, Воды, Огня, Дерева и металла.

Влияние основных направлений философии на культуру Китая заметно даже сегодня. Несмотря на потерю и уничтожение большинства манускриптов, народ всё ещё помнит и соблюдает многие традиции древней цивилизации.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector