Top.Mail.Ru

История и анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» А. Фета

Яркий представитель школы литературного романтизма — великий русский поэт А. Фет. Его произведения наполнены нежностью, в них присутствуют трогательные образы, а тексты поражают читателя до глубины души. Одно из самых известных примеров его творчества стихотворение «На заре ты ее не буди». Анализ красивых лирических строк позволяет сделать вывод о том, что посвятил его автор своей возлюбленной.

На заре ты ее не буди тема

История создания

Многие литературные критики расходятся во мнении относительно того, кому посвящено произведение «На заре ты ее не буди». Автор изображает безмятежно спящую девушку, любуясь ее обликом. Кто-то утверждает, что главная героиня — это любимая женщина Афанасия Афанасьевича, к которой он испытывал нежные и трепетные чувства, Мария Лазич. Однако другие опровергают эту версию, объясняя тем, что поэт познакомился с девушкой спустя несколько лет после выхода этих строк.

На заре ты ее не буди анализ стихотворения

С лирическим стихотворением читатели познакомились впервые в 1842 году. Причиной его написания стал визит автора к близким друзьям, где от сердечной недостаточности умирала маленькая девочка, дочь хозяев. Не в силах помочь ребенку, родители с тревогой наблюдали за каждым вздохом малышки, которая, спасаясь от мучительных болей, часто спала. Именно ее просит не будить поэт в своих строках, обращаясь к горюющей матери, которая старалась как можно больше побыть с девочкой.

Несмотря на то что главной темой произведения стала смерть, Афанасий Афанасьевич сумел преподнести эту картину очень трогательно, с трепетом и любовью. При прочтении стиха в душу закрадывается щемящая, безудержная тоска. Очевидно желание автора не просто передать то, что испытывал он сам в этот момент, но и приобщить читателя к переживаниям. Яркие образы, созданные в грустных лирических строках, заставляют глубоко прочувствовать горечь ситуации.

В 1842 году творчество Фета было опубликовано в литературном журнале «Москвитянин». Стихотворение относится к раннему периоду его жизни, а потому, как отмечают критики, для произведений характерны:

На заре ты ее не буди анализ

  • безмятежность;
  • легкий слог;
  • безоблачность.

Более сложный этап у автора начинается после 1849 года, в написанных им строках чувствуется тяжесть и мрачность, больше печали и тоски. Любовью всей жизни Фета стала Мария Лазич, без которой он не представлял своего существования и буквально боготворил девушку. Однако с ней произошло несчастье, она не смогла спастись при страшном пожаре и погибла. Все оставшиеся дни Афанасий Афанасьевич корил себя за то, что не оказался с ней рядом в трудную минуту и не смог спасти ей жизнь.

Тема смерти достаточно часто появляется в творчестве поэта. В 14 лет он перенес смерть отца, затем гибель маленькой дочери друзей и своей возлюбленной. Все это отразилось на его лирике.

Основная идея

В анализируемом стихотворении в центре находится лирический образ девочки, именно она является главным героем, а ее образ передает тоску и безвыходность ситуации. Испуганно упрашивая не будить малышку, автор будто боится нарушить ее безмятежный сон, спугнуть с ее щек утро. Тяжелое состояние он подчеркивает словами «и горяч утомительный сон», дополняя портрет многочисленными деталями:

На заре ты ее не буди композитор

  • «косы-ленты с обеих сторон»;
  • черные волосы;
  • «ярко пышет на ямках ланит».

Только когда наступает рассвет, в окно заглядывает заря, девочке удается немного отдохнуть и поспать, хотя и сон ее тревожен и утомителен. Автор призывает не нарушать эту безмятежность, так как ночью наблюдал за ней и видел, что малышка долго не спала. Любуясь у окна луной на темном небе, она наслаждалась трелями соловья, как будто понимая, что скоро покинет этот мир.

Картинку, описанную поэтом в произведении, и главную тему «На заре ты ее не буди» композитор А. Е. Варламов положил на музыку, в результате чего получился волнительный и трепетный романс.

Композиция и жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, оно пропитано грустными мотивами и сожалениями. Фет затрагивает довольно экзистенциальный вопрос, очень острую проблему, ведет повествование в форме монолога. При этом он использует трехстопный анапест и перекрестную рифмовку.

Структуру образуют пять катренов (четверостиший), а по смыслу текст условно разделен на две части. В первой ведется описание маленькой спящей героини, а во второй автор повествует о том, как она наблюдала за луной в ночном небе до самого рассвета.

На заре ты ее не буди автор

Композицию произведения можно назвать кольцевой, так как в заключительной части повторяется строка из начала.

Особенно ярко передать образ маленькой героини писателю удалось при помощи средств выразительности:

  • метафор («сладко так спит», «бегут на плеча косы», «утро дышит у ней на груди»);
  • эпитетов («горяч утомительный сон», «подушка ее горяча»);
  • контрастные противопоставления («ярче становилась луна», «громче свистал соловей — бледней становилась она»).

Немаловажную роль при передаче образов и настроения читателю сыграла интонация. Душевные переживания и боль А. Фет усиливает оборванным синтаксическими конструкциями и восклицаниями.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector