Top.Mail.Ru

Сюжет рассказа Зощенко «Галоша» для читательского дневника

Михаил Зощенко известен как автор многих сатирических рассказов, где обычно писатель показывает в аллегорической форме работу бюрократов в Советском Союзе. Одним из таких произведений является рассказ «Галоша», который интересен читателям разных возрастов. В нём автор повествует о самом обыденном случае из своей жизни. Поэтому уместно записать ученикам шестого класса сюжет рассказа Зощенко «Галоша» в читательский дневник.

Рассказ Зощенко «Галоша»

История создания

Известный рассказ Зощенко «Галоша», краткое содержание которого переносит читателя в двадцатые годы прошлого века, был написан в 1926 году. Уже на следующий год он был напечатан в пятнадцатом номере журнала «Бегемот». Впоследствии это сатирическое произведение вошло в сборник рассказов «Голубая книга», но уже под названием «Мелкий случай из личной жизни».

Жанр и проблематика

Талантливый писатель Михаил Зощенко

Талантливый писатель обладал редким умением видеть в самых простых вещах трагическое или смешное. Все его произведения реалистичны. Таким же является рассказ «Галоша», где звучит смех автора с горечью. К герою рассказа обычно читатель чувствует симпатию, а вот горечь появляется от бюрократии. В своём юмористическом произведении Михаил Зощенко затрагивает следующие проблемы:

  1. Повсюду звучит пропаганда заботы о человеке, но на деле оказывается, что граждане страдают от бюрократов.
  2. Проблема ценностей.
  3. Уровень жизни советского человека.

Проблема ценностей является главной в рассказе Зощенко, ведь ему дорого всё, что связано с потерянной вещью. Его изорванная калоша теперь стоит на комоде как напоминание о том, что с ним произошло.

Есть у автора и другое произведение о калоше, где идёт повествование о том, как дети нашли такую рваную обувь, сначала немного с ней поиграли, а затем продали тряпичнику. Можно предположить, что этот рассказ «Калоша и мороженое» является продолжением.

Характеристика героев

Если внимательно читать произведение Зощенко «Галоша», то уже с первых строк можно заметить, что повествование идёт от первого лица. Главный герой — рассказчик, который прост и обычен. Но он сталкивается с бюрократическим аппаратом, который всегда действует по одной схеме и с которым невозможно справиться или даже ему противостоять. Как известно, сам автор столкнулся с этой бюрократической системой, когда умер его отец. На тот момент мальчику было всего лишь двенадцать лет. А мама, оставшись одна с восемью детьми, старалась найти помощь.

Пытаясь найти галошу, рассказчик смиряется, а через неделю получает свою продажу и очень благодарен. Итак, основными персонажами рассказа являются:

Рассказчик пытается найти галошу

  • рассказчик;
  • работник бюро находок;
  • председатель домоуправления.

Главный герой у читателя вызывает только положительные эмоции, прежде всего симпатию. Он открытый человек, который видит даже в бюрократах не равнодушную систему, а людей. Отсюда и его несчастья, так как он никак не может отказаться от сочувствия и не вписывается в бюрократическую систему.

Запоминается читателям и сотрудник в бюро находок, который оказывается не только законопослушным гражданином, но ещё и ответственным. Он-то как раз без справки и не соглашается отдать вторую калошу. Зато ее выдаёт председатель домоуправления, который во всём любит порядок. Зощенские герои смешны, но при этом они ещё вызывают жалость.

Композиция рассказа

Весёлая история автором написана от первого лица, чтобы читатель поверил в действительность происходящего. В основу этого произведения легла анекдотическая история о том, как в трамвае человек потерял галошу, но даже зная, где она находится, не может её получить. Существует и специальная камера, куда из трамвая передают потерянные вещи. Чтобы забрать находку, герою предстоит пройти разных чиновников, собирая справки.

Ничего не изменилось. Так же приходится и сейчас проходить чиновников, чтобы собрать справки.

Ира, 31 год.

Когда же он всё-таки получает потерянную вещь, то выясняется, что вторую галошу он всё это время носил под мышкой, аккуратно завернув. И вот теперь он её тоже потерял. Но так как она потеряна не в трамвае, то найти её невозможно.

Художественное своеобразие

Михаил Зощенко, чтобы создать в своём произведении эффект комичности, использует иронию. Так, сам герой говорит о том, что галоша у него почти новая, но при этом сообщает, что носит её третий год. И тут же даётся её описание, чтобы легче её было найти. К этим особым приметам «почти новой» галоши относятся следующие признаки:

  • двенадцатого размера;
  • обтрёпанный задник;
  • сношенная байка;
  • каблук сносился;
  • еле держится носок.

Описание галоши

Чтобы подчеркнуть основную мысль произведения о том, что невозможно одному человеку противостоять целой системе бюрократов, автор использует и однокоренные слова, которые близки, но при этом не являются синонимами. Так, автор может написать в тексте о галоше «остальная», хотя подразумевает слово «оставшаяся».

Герой — один из представителей народа, который вынужден подчиняться чиновникам. Но он сам даже этого не осознаёт. В речи персонажей много разговорных и просторечных слов, например, «ихнее», «архаровец» и другие. Сам рассказчик употребляет большое количество фразеологизмов:

  • по гроб жизни;
  • ахнуть не успел;
  • гора с плеч и др.

Основной персонаж не вступает в прения с чиновниками и практически смотрит на них как на божество, но автор, создавая комический эффект, вводит в его речь и церковные слова, которые никак не могут сочетаться с пролетарской лексикой. Например, он называет работников склада «святыми товарищами». Это смешно, читателю даже кажется, что бюрократы являются ещё и хохликами, которые, как и любая нечистая сила, всячески препятствуют возвращению галоши хозяину.

Краткий сюжет

Однажды, возвращаясь домой, рассказчик потерял одну свою галошу. Это произошло в трамвае, где собралось много народа и была большая давка. Скорее всего, кто-то совершенно случайно наступил на задник, и калоша и осталась в трамвае. Но автор сразу не заметил этого и свою пропажу обнаружил лишь только на остановке. Бежать вслед за транспортом уже не имело смысла. Поэтому герой снял и вторую галошу, завернул её в газету и пошёл на работу.

В вагоне была давка

Основной персонаж тут же отправился искать пропажу, но знакомый вагоновожатый объясняет, что все вещи, которые были найдены в трамвае, отправляются в специальную камеру, которая находится в депо. Такое радостное известие вселило в героя надежду, что ему все-таки удастся найти свою пропажу.

Уже на следующий день герой отправился в трамвайное депо, где оказалось очень много вещей, которые были кем-то потеряны. Тогда герой рассказал, что он ищет галошу двенадцатого размера и хотел бы получить её назад. Но работник бюро находок сообщил, что галош у них много, поэтому требуются особые приметы. Немного подумав, рассказчик перечислил такие специальные приметы, как, например, носок, который еле держался, стёртый каблук.

Возвращение галоши

По этим приметам пропажа быстро нашлась, но оказалось, что рассказчик рано радовался. Работники бюро никак не желали отдавать её обратно, так как нужна была справка из домоуправления, которая бы подтверждала факт утери галоши.

Возвращение галоши

Когда же на следующий день рассказчик отправился к председателю домоуправления, то ему пришлось ещё долго доказывать, что он действительно потерял обувь. Но всё-таки он добился, и такая справка ему была выписана. С ней он тут же отправился в трамвайное депо, где сразу отдали находку.

Рассказчик был очень рад. Но только было ему досадно из-за того, что пока искал первую галошу, смог неизвестно где потерять вторую. И это случилось не в трамвае, поэтому, куда обращаться теперь, рассказчик не знал. Найденную галошу он поставил на комод, чтобы каждый раз, когда он смотрел на неё, мог вспоминать и восхищаться слаженной работой чиновничьего аппарата.

Пересказ для читательского дневника

Рассказ Михаила Зощенко легко читается, поэтому так же просто делать и его анализ. Само произведение по объёму небольшое, но интересное. Ребята заинтересовываются тем, чем же может закончиться эта весёлая и глупая история. Поэтому и записывают краткое содержание в читательский дневник чаще всего в виде такого плана:

  1. Автор теряет неожиданно галошу в трамвае.
  2. Знакомый вагоновожатый советует ему обратиться в камеру потерянных вещей.
  3. Для поиска галоши, которых в бюро находок множество, требуют специальные приметы.

    А если бы галоша была новая? То тогда какие приметы? Удивляюсь, что такое может быть.

    Сергей Петрович, 47 лет.
  4. По данному рассказчиком описанию находится пропажа.
  5. Не отдают без справки от домоуправления.

    Не понимаю, как такое возможно! Ведь утеряна вещь, описана. Какая ещё справка!

    Елена, 27 лет.
  6. Герой пишет заявление председателю домоуправления, чтобы ему выдали справку о потере обуви.
  7. Когда одну галошу всё-таки отдали, то оказалось, что уже потерялась вторая, но найти её невозможно.
  8. Восхищение автора от работы бюрократического аппарата.

Анализ произведения

Михаил Зощенко построил своё произведение так, чтобы высмеять то, что просто выходит за рамки разумного. И это ведь смешно и грустно одновременно, что человек, который потерял что-то, должен предоставить справку о пропаже старой галоши. Даже невозможно себе представить, где же можно такой документ получить. Но герой её получает, потратив много дней и обойдя несколько инстанций. В результате он не может её носить, так как потеряна вторая галоша.

Ученики пишут анализ рассказа «Галоша»

Главная мысль, что требования чиновников часто просто абсурдны, подчёркивается автором постоянно. Многие выражения из зощенского произведения стали афоризмами и пополнили золотой фонд литературы:

  • «Галошу потерять — прямо пустяки».
  • «Галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу».
  • «В трамвае потерять — святое дело».

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector