Top.Mail.Ru

Краткое содержание главы «Сон Обломова»

«Сон Обломова» — 9 глава первой части романа «Обломов», который написал И. А. Гончаров. Считается одним из главных эпизодов романа, читать «Сон Обломова» и помнить хотя бы ее краткое содержание необходимо для того, чтобы понять, что нам хотел сказать автор. Глава состоит из нескольких частей: описание Обломовки, детство и юность Ильи Обломова и то, что главный герой перенёс из этого во взрослую жизнь.

«Сон Обломова»

Из чего состоит глава

Текст главы содержит последовательное изложение нескольких картин:

  • Обломовка, образ жизни людей в ней;
  • день из детства главного героя;
  • зимний вечер, когда няня рассказывает Илье сказки;
  • учёба в селе Верхлёво у немца Штольца;
  • несколько других эпизодов из жизни Ильи и его семьи.

В этом пересказе кратко и близко к тексту описаны эпизоды сна и объяснено их значение, что поможет понять главу при прочтении её полностью.

Жизнь в Обломовке

Обломовка — это две деревни, Сосновка и Вавиловка, которые принадлежат роду Обломовых и потому несут общее название. Недалеко лежит село Верхлёво, перешедшее от Обломовых в другие руки. Жители деревень отрезаны от прочего мира и мало знают, что в нём происходит. Жизнь здесь идёт тихо и размеренно, люди не любят, когда нарушается её привычный ход, и настороженно относятся к чужакам.

Усадьба Обломовых

В Сосновке находится господская усадьба Обломовых. Именно в ней живёт маленький Илья Ильич. В доме постоянно кипит жизнь, а родители Ильи наблюдают за её ходом и контролируют действия людей: старик Обломов, его отец, следит за тем, что делает челядь, а мать Обломова даёт всем указания и смотрит, как где идут дела.

Ход жизни в господской усадьбе столь же однообразен, как и во всей Обломовке. Трижды в день — на завтрак, обед и ужин — обильно готовится еда, после обеда всегда следует сон. Еда здесь — главная забота, о том, что приготовить на обед, совещаются всем домом, в праздники обязательно устраивают пир. Других забот жильцы дома старательно избегают.

Детство Обломова

Далее Илья Обломов видит во сне свою жизнь в доме родителей, свои детство и юность. Перед героем разворачиваются несколько эпизодов его жизни. В первом из них ему 7 лет. Обломов — активный ребёнок, непоседа, за которым не может уследить няня. Илья стремится взбежать на висячую галерею, огибающую дом, взобраться на сеновал, голубятню, скотный двор, добежать до оврага — места, от которого жители деревни держатся подальше. После обеда, когда весь дом спит, Илья только усиливает свою активность — ведь некому за ним уследить.

Обломов в детстве

Родители опекают ребёнка, пытаются сдерживать его от излишней беготни. Они наказывают няне следить за тем, чтобы их сын не забрался на галерею, — она слишком ветха, чтобы по ней ходить господам, или не убежал к оврагу, о котором ходило множество страшных преданий — там видели бешеную собаку, туда свозили павший скот, там ожидали волков и разных чудовищ. Одевают и обувают Илью няня и слуги.

Потом Обломову снится то, как зимним вечером няня рассказывает ему сказки: о краях, где всегда спокойно и никогда не надо ничего делать, где волшебница помогает доброму молодцу — Емеле-дурачку, весь день лежащему на печи, а богатыри показывают свою удаль и бьют полчища басурманов. Так сказка навсегда поселяется в голове Обломова, и он часто с сожалением думает о том, почему жизнь не сказка.

Рассказывает няня и об ужасах, преследующих людей, — монстрах и чудовищах, мертвецах, встающих из могил, о небесных знамениях. Повествует она о злых разбойниках, против которых борются сказочные герои, о медведе, ищущем того, кто отрубил ему ногу. Так в душе Ильи поселяется страх перед неизведанным, который испытывали люди много веков назад.

После Илья видит себя мальчиком тринадцати или четырнадцати лет. Он учится в Верхлёве у немца Штольца, которого тамошний помещик оставил управляющим. Там Обломов знакомится с сыном Штольца Андреем, который после становится его лучшим другом. Андрей учится вместе с Ильёй и помогает ему с учёбой. Сам Илья учиться любит не очень, усадить за книгу его трудно.

Родители с неохотой отправляют сына учиться. Они понимают, что теперь образование помогает пробиться в люди, но не видят в нём никакой другой пользы. Поэтому они используют любой предлог, чтобы оставить сына дома: не отправляют его учиться в жару и морозы, в праздники, а также если он хоть немного кажется больным.

Немец Штольц пытается бороться с ленью ученика. Но из-за того, что родители не считают учёбу полезной для их сына и старательно оберегают его от неё, а сын Штольца делает за Илью задания, привить Обломову любовь к получению знаний ему не удаётся.

Значение эпизода в романе

Девятая глава «Обломова» — одна из важнейших в плане раскрытия личности главного героя. Через подробное описание детства Обломова автор показывает, откуда возникает характер героя, его лень и инертность. Этому несколько причин:

Маленький Илья Обломов

  • маленький Илья видит, как праздно живут его родители, и сам не привыкает к мысли о труде;
  • из-за постоянной опеки он не учится жить самостоятельно, его природная живость не находит выхода и постепенно угасает;
  • в семье Обломова не видят смысла в образовании и отдают ребёнка в школу лишь потому, что сам факт полученного образования помогает занять высокую должность. Потому и Илья начинает относиться к учёбе как к чему-то такому, что нужно лишь перетерпеть, как можно меньше напрягаясь. Радость обучения новому остаётся для него неведомой.

Обломов продолжает жить в мире детских сказок, где можно лежать на печи и ничего не делать, и всё придёт к тебе само.

В главе подробно и в красках показано, каковы социальные корни «обломовщины», откуда происходят лень и барство высшего сословия России. Однако Гончаров видит, что постепенно это барство уходит (о чём говорит дальше в романе устами Захара, слуги Ильи Обломова), оставаясь только в тихих, отрезанных от мира уголках, таких как Обломовка.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector