Top.Mail.Ru

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Сказки известного писателя Михаила Салтыкова-Щедрина направлены на то, чтобы разоблачать человеческие пороки. Поэтому они так актуальны и в наше время. В десятом классе школьникам предлагается для изучения сказка «Карась-идеалист», краткое содержание которой позволяет понять и осмыслить основную идею сказки.

Сказка «Карась-идеалист»

История создания

Необычную сказку писатель Салтык-Щедрин написал в то время, когда он в течение десяти лет выпускал уже целый цикл сатирических произведений. К этому времени многие сказки из этого цикла уже были опубликованы, а сейчас их можно найти в сети, например на сайте Брифли.

В то время в обществе XIX века либералы старались отстоять идею равноправия, но к таким идеям ещё не относились серьёзно. Это было связано с тем, что либерально настроенная интеллигенция лишь только красиво пропагандировала, но вот действий для реализации своих лозунгов никаких не предпринимала.

Известно, что сказка Михаилом Евграфовичем была написана в 1884 году, а уже на следующий год она была напечатана в сборнике «Двадцать пять лет».

Жанр произведения

Краткое содержание «Карась — идеалиста» доказывает, что это произведение относится к жанру сатирической сказки. На это указывают следующие жанровые признаки:

  • Реальные и фантастические события тесно переплетены.
  • Аллегория.
  • Автор использует сатирические приёмы для разоблачения либералов.

Жизнь в речном царстве

В своём произведении Салтыков-Щедрин старался использовать как можно больше аллегорических приёмов, чтобы пропустила цензура. Проанализировав прямой и аллегорический смысл сказки, можно выделить две темы, которые затрагивает писатель:

  • Жизнь в речном царстве.
  • Истинное значение либеральных взглядов.

На основе главной идеи произведения, его темы можно сформулировать проблемы, которые поднимает сатирическая сказка. Поэтому читателя будут интересовать следующие проблемы:

  • Социальное равенство.
  • Взгляды либералов и равенство.

Несмотря на то что сказка очень забавная, читатель всё равно сочувствует идеям карася, так как люди постоянно борются за социальное равенство.

Действующие лица

Автор переносит читателя в речное царство, где главными героями являются рыбы. Это помогает автору создать аллегорию. А вот человеческие образы играют в этом произведении второстепенную роль. К основным персонажам можно отнести следующих лиц:

Идеалист карась и скептик ёрш

  1. Идеалист карась.
  2. Скептик ёрш.
  3. Уверенная щука.

Начинается произведение «Карась-идеалист», читать краткое содержание которого можно и в классе на уроке, со спора ерша и карася.

Главный герой оказывается идеалистом, считая, что в мире можно прожить лишь только правдой. Этот персонаж тихий, но очень вдумчивый. Он наивно верит в справедливость и равенство.

Противником главного героя становится нервный ёрш. Он реально смотрит на жизнь и пытается доказать карасю, что в мире нет справедливости, поэтому его в любой момент может съесть либо рыба, либо человек. И самой уверенной в этой сказке становится щука, которая трижды приплывает, чтобы вступить в спор. Первый раз карась остаётся живым и невредимым, вторая встреча заканчивается тем, что он искалечен, но ему удаётся спастись. А вот на третий раз она всё-таки идеалиста проглотила.

Композиция сказки

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» показывает, что её композиция очень незамысловата. Все традиционные сюжетные элементы распределены так, что логика сохранена:

Читают сказку «Карась-идеалист»

  • Во вступлении читатель знакомится с главными сказочными героями, дается их подробная характеристика.
  • В завязке писатель показывает огромное желание хищницы познакомиться с карасем.
  • Развитие — это разговор основного персонажа и щуки.
  • Развязка — щука от удивления всё-таки проглотила главного героя.

Стоит заметить, что в этом сатирическом произведении нет выраженной кульминации, но зато автор использовал прием трехкратности, который всегда присутствовал в народных сказках. Так, щука три раза беседовала с карасём.

План для пересказа

Необычное и сказочное литературное сочинение Салтыкова-Щедрина учит не спорить по пустякам, а тому, что всегда любое слово нужно подтверждать действиями. Чтобы проще было строить свой пересказ, ученики могут воспользоваться планом:

  1. Спор.
  2. Идея главного героя.
  3. Разговор о хищной рыбе.
  4. Карась и ракушки.
  5. Первый спор щуки и карася.
  6. Второй диспут.
  7. Третий спор и его последствия.

Краткое содержание

Как-то раз между ершом и карасём произошёл спор о том, что невозможно на белом свете лишь только одной правдой прожить. Ёрш доказывал главному герою, что без лукавства в этом мире не проживёшь. Карась был смирным и спокойным. И жили эта рыба в тихом месте, думая о том, что ей поесть. И могла она что-нибудь неожиданное совершить, например, он был такой идеалист, что мечтал даже о том, чтобы все остальные рыбы жили между собой в мире.

А ёрш был колючим скептиком, который спорил отрывисто и неспокойно. Он видел повсюду одичалость, а поэтому даже карась ему казался «блаженненьким». Но как раз с главным героем они и сошлись, и с ним ёрш мог отдохнуть душой, высказать свои мысли. Сначала они поспорили, через время ещё, а потом встречаться каждый день и спорить вошло в их привычный распорядок дня.

Ёрш был колючим скептиком

Ёрш жалел карася, который считал, что жизненная сила каждого заключается в добре. Он понимал, что этот персонаж легко может стать добычей сильных рыб. Однажды, видя, что карась ест ракушки, он спросил, зачем он это делает, ведь те тоже ни в чём не виноваты. Этот вопрос застал карася врасплох, и он даже сконфузился. Но вскоре он сообщил, что так природой устроено, и в том, что караси есть ракушки, а щуки их, никто не виноват.

Ещё одним аргументом карась привёл тот факт, что у ракушек нет души, а вместо неё у них просто пар, поэтому они ничего не понимают. При этом сам карась считал, что щука его может съесть только тогда, когда совершит какое-то преступление. Но однажды всё-таки к нему приплыла щука, с которой он также продолжал смелый спор. Видя, как внимательно его слушает хищница, основной персонаж обрадовался, что даже предложил ввести новый закон в речном царстве, о том, чтобы рыбы не питались друг другом.

Щука приплывала к карасю несколько раз, и это так ободрило идеалиста, что он даже стал мечтать о том времени, когда сильные не будут обижать тех, кто слабее, а богатые не будут притеснять тех, что беднее. Когда же щука услышала, что она должна работать наравне со всеми, даже со слабыми рыбками, она разозлилась. Карась даже думал, что она тут же его съест, но она просто уплыла.

Но эта встреча и реакция хищницы ничему не научила основного героя. Он и при следующей их встрече решил сказать о таких качествах, как добродетель. Щука, как только это услышала, тотчас же открыла рот от удивления и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав о судьбе друга, ёрш сказал, что споры идеалиста всегда приводят к такому финалу.

Анализ сюжета

Произведение, несмотря на свой жанр, поднимает серьёзные взрослые проблемы, поэтому его и изучают в старших классах по школьной программе, чтобы ученики смогли понять взгляды автора. Сатирическая сказка известного писателя Салтыкова-Щедрина имеет несколько функций:

  • Поучительную.
  • Философскую.
  • Историческую.
  • Социальную.

Анализ сюжета сказки «Карась-идеалист»

Так, поучительная функция этого произведения заключается в том, что сюжет учит читателя принимать реальность в том виде, в котором она существует. Не стоит слепо верит в равенство, которого нет, и в те лозунги, которые действуют лишь только на словах.

Философская функция заключается в том, что в сказке автор осудил либеральные взгляды, которые лишь только умеют красиво говорить, но никаких решительных действий не предпринимают. Видно, что Михаила Евграфовича такая позиция людей задевает, поэтому своё осуждение он выражает, используя аллегорию.

Историческая и социальная функции сатирической сказки тесно между собой переплетены. Сюжет произведения заставляет читателя задуматься над действительностью, размышлять самостоятельно, не опираясь на чьи-то взгляды, даже если они могут показаться правильными.

Исторический аспект этой сказки заключается в том, что она отражает поведение и взгляды либералов XIX века, которые, по мнению писателя, неспособны что-то изменить в действительности и живут в том мире, придуманном ими самими.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector