«Собачье сердце» — анализ повести М. Булгакова

Чтобы понять смысл великого произведения М. Ю. Булгакова «Собачье сердце», нужно сделать его анализ. Это поможет не только осознать конструктивные особенности текста, но и проблематику, поможет написать удачное школьное или выпускное сочинение.

О том, что собой представляет повесть, как звали Шарикова, какова суть и тема повести, как составить план описания, расскажем далее, дав краткое содержание произведения и его историю создания.

Оглавление:

О повести «Собачье сердце»




Булгаковская повесть была создана в середине позапрошлого столетия (дата написания 1925 г.) в столице как образец острого вида сатирической фантастики той эпохи. В ней автор смог выразить все свои идеи, чувства с мыслями по теме вмешательства личности в эволюционный процесс и последствий этого явления.

Михаил Афанасьевич Булгаков ( 1891 — 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Также в ней затронуты и другие глубокие идеи. Интересно, что после издания, повесть стала объектом нападок литературоведов, которым подвергли ее критики. Причинами послужили неординарные и в то же время интересные главные персонажи, необычный сюжет, в котором заметны переплетения жизни, с фантастическим направлением.

Произведение было и остается популярным, а в 90-е годы его назвали пророческим. В нем отчетливо виден трагизм народа, поделенного на красных с белыми, а также негативная сущность концепции победителей.

Эта книга конечная в цикле сатирических булгаковских произведений середины прошлого столетия. Автор стал работать над ней для журнала «Недр», но из-за того, что повесть не выдержала цензуры, не попала в него.

Тогда Булгаков отдал произведение в «Никитский субботник» и читал вслух на кружке, где его творчество оценили и стали распространять в массы. В СССР произведение в первый раз опубликовали только в 1987 году в журнале «Знамя».

Сюжет повести


В центре внимания эксперимент видного хирурга и профессора Филиппа Преображенского, который вместе с доктором Борменталем пересаживает бродячей собаке Шарику человеческие органы.

Результаты эксперимента чудесные — Шарик с каждым днем по характеру и внешности становится похож на человека, на грубияна, вора и пьяницу Клима, чьи органы он и получил, когда ему их пересадили.

История эксперимента стала известна медицинскому сообществу и покорила бульварную прессу. Все, кроме самого гения-хирурга, рады проделанной работе, поскольку Шарик превратился в грубияна, коммунистического активиста и вора хозяйских вещей.

Ошибка профессора Преображенского привела к тому, что Шарик стал невыносим. После того, как результаты работы Преображенского окончательно довели, он решает превратить Шарика обратно в собаку. После этого Шарик становится любящим и преданным псом.

Жанр, композиция, направление






«Собачье сердце» по структуре и направлению — повесть, как написал автор, но если рассуждать о ее своеобразии жанра, то стоит отметить, что она собой представляет социально-философскую сатирическую повесть, имеющую фантастические элементы. Романом ее не назвать, но черты этого жанра в описании изображения персонажей и их действий также присутствуют.

По композиции повесть кольцевая, поскольку история ведет отчет от начала преобразования жизни пса и кончается им. Композиционными элементами рассказа о бренной жизни четвероногого становятся послереволюционное настроение с хмурой погодой, мысли о смысле существования и жизни обычных людей.

Сюжет повести закладывается, когда профессор относит бедного Шарика к себе домой, и пес не чувствует себя таким несчастным, поскольку его лечат, кормят и даже одевают. Булгаков здесь неслучайно выбирает направление рассказа от лица пса, чтобы показать читателю его мысли и чувства после обновления и превращения его в человека.

Превращение — точка отчета новой истории, где читатель начинает понимать направление сюжета повести. Теперь главными героями является профессор с Шариком. Это несколько абсолютно разных персонажа, которые пытаются уживаться вместе.

Во время действия эксперимента записки наблюдателя пишет Борменталь — соучастник операции над Шариком. Это своего рода композиционный вид элемента, поскольку именно в нем отражаются мелкие детали видоизменения поведения со внешностью собаки.

Характер Шарикова меняется с его знакомством с представителем коммунистов. С ним он начинает ловить бродячих животных, воровать и вскоре решается убить своего бывшего хозяина. Но ему это не удается, и в итоге Шариков становится обратно собакой.

На этом кольцевая композиция заканчивается. Шарик становится обычным спокойным псом с ошейником и хозяином.

Смысл произведения

Смысл повести в определении сущности обновленных советских граждан, имеющих «собачьи» сердца. То есть преданных Советам и лишенных собственной воли и разума людям, кричащих о том, что они свободны, но не готовы ее принять из-за несения ответственности за собственные действия.

Из-за этого они не могут жить лучше, по этой причине гавкают, как собаки, и пытаются больнее сделать буржуям в виде профессоров.

Также смысловая идея выражена в уничтожении понятия культуры, в хаосе революции, который представлен красивыми речами.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести и действующими лицами считается профессор Преображенский (имя отчество – Филипп Филиппович) с псом Шариком, обновленным псом и превращенным в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Также к главным героям относится доктор Борменталь с коммунистом Швондером.

Профессор — образованный и свободный от новой идеологии доктор наук и хирург, который в открытую ругает Советы и имеет собственное убеждение против них, считая, что лишь культура сможет помочь государству встать на ноги после разрухи, а не насильственный вид принуждения. Понимая, что эксперимент не удался, и Шариков становится некультурным лицом и хамом, Филипп Филиппович все-таки пытается сделать из него порядочного гражданина.

Пес Шарик — бездомная собака, от которого ведется повествование истории. Его подбирает на улице доктор, и он начинает жить у него. Будучи собакой, он отличается благодарностью, лаской, но хитростью, которую он обрел, будучи бездомным. Над ним профессор и проводит свой эксперимент, пересаживая ему человеческие органы. В итоге пес превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, мерзкого коммуниста, хитрого вора и убийцу.

Полиграф Полиграфович — колоритный и заурядный коммунист, который многократно переступает через закон и нормы морали ради собственной выгоды. Мечтает стать богатым и знаменитым, но получать необходимые для этого знания и навыки не желает. Все плохое впитывается им как в губку. Тяга к убийству зверей иллюстрируется готовностью убить любого гражданина нового государства, если это будет нужно.

Доктор Борменталь — начинающий ассистент Преображенского по должности, являющийся порядочным и культурным лицом. Он предан профессору, поскольку когда-то тот ему помог обрести веру в себя и дал работу. Если вкратце, именно он настоял на обратном превращении Полиграфа в собаку, проявив стойкость духа с твердостью характера.

Швондер — герой, который встречается Шарику, когда тот становится человеком. Он становится его сослужителем. Относится к представителям нового советского общества, имея соответствующий характер, одежду и поведение. Является председателем домового комитета.

Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чьи органы использовал Филипп Филиппович для пересадки собаке Шарику.

Проблематика

В повести затрагивается множество проблем. Так, можно выделить проблемы: вмешательства человека в законы эволюции, взаимоотношений интеллигенции с народом в СССР, бескультурья и глупых бюрократических проволочек, безграмотности, невежества и глупости.

Так же можно выделить проблемы: ответственности за открытия ученых и научного знания, морали и нравственности, судьбы человека, отношения к животным и родине, искренности взаимоотношений, смирения к поражениям и исправления собственных ошибок.

Кроме того, здесь есть проблемы добра и зла, «шариковщина», разрушительного действия революции, создания из человека робота.

Основные темы

Собачье сердце — кладезь различных тем для анализа. Здесь можно проследить темы: культуры с бескультурьем, интеллигенции, «шариковщины» и «швондеровщины», разрухи в головах и стране, идеологии, быдла с деградацией, власти, науки, ответственности за открытия, добра со злом, науки с моралью, нравственностью и судьбой человека, отношения к животным.

Также можно проследить такие темы повести: создания нового государства с идеологией, родины с искренностью отношений, власти с безвластием, гордыни, гуманизма.

Метафорические особенности

Исследователи текста повести, отмечая его метафорические особенности, начинают с отправной точки повествования — метафорического выражения названия и подзаголовка текста «собачье сердце», которое имеет двойственное значение.

Далее метафоры встречаются по всему тексту:

  • «Разруха — в головах»;
  • «Если тетя Зина в моем туалете будет мочиться на пол, то у меня в туалете наступит разруха»;
  • «Где же я буду харчеваться?»;
  • «Желаю, чтобы всем»;
  • «Если хотите, обедайте в ванной, а кроликов режьте в столовой»;
  • «Отлезь, гнида»;
  • «Шарикову больше не наливать»;
  • «Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».

Стилистика повести

По стилистике повесть относится к политическому памфлету, научно-фантастической антиутопии или пародии на пролетариат. Критики трактовали эту повесть по-разному, высказывая свое мнение. Все это из-за неоднозначности восприятия произведения и многообразия используемых художественных средств.

Стиль языка в произведении разговорный, реже научный и художественный. Разговорный стиль проявляется в выражениях, свойственных персонажам по их социальному статусу.

Так, Швондер использовал слова, которые характерны для новой бюрократической советской системы:

  • «Мы…пришли к вам после общего собрания дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома»;
  • «Общее собрание дома просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой».

Профессор, будучи частью отечественной дворянской интеллигенции, выражает в своей речи любовь к театру и морали:

  • «…а вас, милостивый государь, попрошу снять свой головной убор».

Борменталь — образованный, интеллигентный и наивный человек, который восхищается гениальностью профессора, поскольку их взгляды на жизнь схожи. Его речи разговорного стиля. Также он использует научную терминологию и лексику, пытаясь объяснить научный эксперимент. Однако термины, используемые им, соседствуют со словами из разговорного стиля:

  • «Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор-учитель…Моё безмерное уважение к вам…».

В целом, стилистика повести отличается использованием практически всего арсенала изобразительных средств: аллегорического фона с ироничным повествованием и гротескным изображением. Также активно используются метафоры лирического характера, чтобы эффективно выразить авторскую позицию.

Заключение

«Собачье сердце» — великое произведение двадцатого столетия Михаила Афанасьевича Булгакова, которое актуально по своему смыслу и сегодня. В нем затрагиваются темы и проблемы, которые есть в современной жизни. Именно поэтому значение этой повести велико для литературы.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector