Top.Mail.Ru

Анализ и описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Описание картины «Сикстинская Мадонна» давали множество ученых, это предмет научных поисков и сражений на фоне расшифровки неизвестного сообщения, которое после себя оставил Рафаэль в разных деталях полотна. Оно больше 500 лет впечатляет внутренним духовным сиянием и своим величием. Скорбь, великая мудрость и нежная грусть отображаются в глазах Мадонны.

Картина «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Общие сведения

Рафаэль, полотна которого являются эпохой времен Ренессанса и находятся в одном ряду с картинами Леонардо и Микеланджело, отличался утонченной натурой, умением с помощью деталей, оттенков и красок передавать душевное состояние.

Его шедевры характеризуются реалистичной одухотворенностью и эмоциональностью. Среди множества картин Рафаэля, вошедших в мировую живопись, исследователи и обычные люди выделяют одно из полотен — «Сикстинская Мадонна».

Эта картина (оригинальное полотно находится в музее в Дрездене) несколько столетий привлекает как своей уникальной красотой, так и каноничностью нарисованной Божьей Матери, умением передать формы и очертания, это заставляет окружающих неустанно всматриваться в грустные глаза Богоматери.

Портрет Рафаэля Санти

Многочисленные доклады, эссе и даже краткие описания «Сикстинской Мадонны» Рафаэля Санти разных исследователей отмечают воплощение в картине эстетических приоритетов и философской позиции эпохи Возрождения. Полотно было нарисовано художником по просьбе папы Юлия Второго для церкви Св. Сикста в Пьяченце — городе, который находится в 60 км от Милана. При его правлении он являлся одной из составляющих Папской области.

Крестьянка или Божья Матерь

Не секрет, что эпоха Ренессанса развивалась в античное время. Портретисты 15−16 веков пытались усовершенствовать классические способы изображения людей. Основной принцип античной живописи — следовать природе, показывать совершенство и красоту человеческого тела. Для чего изучалась математика и анатомия. Полученные знания позволяли создавать точную композицию изображения.

Изображение Божьей Матери

Эти принципы соблюдал и Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» создавалась по мотивам Библии. Но живописец отступил от церковных традиций в изображении Божьей Матери. Мария была лишена святости: представлена укрытой обычным покрывалом, босой, ее печальный взгляд направлен одновременно на ребенка и на публику. В позе и одежде отсутствуют признаки происхождения высокого рода. Девушка держит малыша так, как это в то время делали крестьяне.

Уважение, с которым обратились к Мадонне остальные персонажи, указывает на их преклонение перед рождением младенца, почтение, которое они чувствуют перед матерью и ребенком.

Кратко об описании картины

На полотне Рафаэль изображает Божью Матерь в окружении Св. Варвары и Сикста, которые описаны во время разговора с Магдаленой. Сикст показывает ей путь, а Варвара всматривается в него. Непосредственно же Богоматерь смотрит на всех присутствующих зрителей. Так Рафаэль смог добиться ее общей включенности в композицию картины. Создается впечатление, что героиня смотрит на людей, которые расположены по ту сторону полотна.

Это специальный психологический прием, его до Рафаэля никто из портретистов не применял. У художника так получилось создать общую духовную связь между людьми и Богоматерью.

Полотна Рафаэля с изображением образа Божьей Матери, написанные до «Сикстинской Мадонны», представляли этот персонаж в сидячей позе, ее взгляд был направлен на младенца:

«Коронование Девы Марии»

  1. «Мадонна де Фолиньо».
  2. «Коронование Девы Марии».
  3. «Мадонна Альдобрандини».
  4. «Мадонна со щеглом».
  5. «Мадонна на лугу».
  6. «Мадонна с младенцем».

Другое расположение использовано в «Сикстинской Мадонне». Художник изображает Божью Матерь в полный рост. Это требовалось, чтобы дополнить полотно движением, придать героине живой образ и динамику, показать реальность и жизненность.

Дева Мария идет по облаку, спускаясь к зрителям. При этом поступь ее легка, поскольку ноги не утонули в белоснежной пене, в тоже время ноги Св. Сикста и Варвары опущены в нее. Это говорит о выдержке, сильной духовной воле и решимости героини, которая понимает, какая участь ожидает младенца, но не спорит с ней. В этом величество духа Марии Магдалины: она осознано жертвует ребенком для спасения людей, преодолевая эгоизм материнской любви ради людского рода.

Младенец находится на руках Мадонны, немного повернувшись к зрителю. Открытость этой позы указывает на незащищенность и принятие Иисусом Отцовской воли и начертанной дальнейшей судьбы. Он не пытается найти защиты у Марии, но на его лице можно увидеть печаль и страх из-за принятия того, что нельзя избежать.

Это художественное сочинение поражает удивительной монументальностью образов и одновременно с этим динамикой эмоций, которую показывает каждый из них. Можно только восхищаться талантом Рафаэля, который формами, затемненными контурами и линиями смог передать внутреннее ощущение, испытываемое всеми героями.

Анализ и скрытые сообщения

Дэн Браун, «Код да Винчи»

Дэн Браун, который написал шедевр «Код да Винчи», заставил зрителей внимательно посмотреть на полотна художников эпохи Ренессанса в поисках скрытых сообщений, которые зашифрованы в мелочах и символах. Это тайное послание существует и в «Сикстинской Мадонне».

У Божьей Матери открытое и простое лицо. Продолжительное время исследователи думали, что образ Богородицы Рафаэль списал со своей возлюбленной Маргариты Лути. Но если посмотреть на полотна, где художник на самом деле нарисовал эту девушку, то становятся явно видны несоответствия особенностей взгляда и черт лица.

С учетом другой теории для картины была выбрана красавица Форнарина — дочка мельника, в которую художник также был влюблен. Именно по этой причине героиня излучает внутреннюю силу и теплоту, испытывает такую нежность.

Варвара и Сикст

Варвара, которая приняла христианство, являлась жертвой отца многобожца. Девушку канонизировали и объявили покровительницей церкви в Пьяченце, в которой и было установлено полотно Рафаэля.

На одеянии Св. Сикста вышиты желуди и дубовые листья. Существует мнение, что он является покровителем рода Делла Ровере, из него происходили папы Сикст Четвертый, который построил Сикстинскую капеллу, и Юлий Второй. Ровере в переводе с итальянского языка обозначает «дуб». Такие же символы и возникли в вышивке на одеянии у героя картины.

Вначале подразумевалось, что полотно будет занимать пространство в церкви за алтарем. По этой причине художник сделал так, что взгляд Богоматери направляется чуть вниз (публика должна была смотреть снизу вверх), а перст на руке Сикста показывал на престольное распятие.

Продолжительное время исследователи были уверены, что портретист нарисовал шесть пальцев на руке пресвятого, зашифровав его имя — Сикст. Но во время увеличения картины можно заметить, что это лишь иллюзия, которая была сделана Рафаэлем специально.

Тиара и облака

Возле ног пресвятого в левой части полотна находится папская тиара. Сикст являлся папой в 259 г. Император Валериан отдал приказ отсечь ему голову. Через время этот факт был основной причиной канонизации Сикста.

Изображения на картине «Сикстинская Мадонна»

На этом изображении на персонаже отсутствует тиара — символ папской власти: она обозначает единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа, которое представлено в 3-х коронах. Так Рафаэль выражает уважение и преклоняется перед Божьей Матерью и Христом. На тиаре тоже находятся «дубовые» символы, они указывают на происхождение из рода Ровере.

Контуры облаков, по которым идет Богородица, выглядят необычно. Если внимательно вглядеться, то можно увидеть, что это очертания голов младенцев. Художник являлся гностиком. С учетом этого религиозного убеждения облака обозначали души детей, которые не родились.

Зеленый полог и ангелочки

Сверху картины Рафаэль нарисовал полог зеленого цвета. Он является символом небес, которые развернулись и дали возможность Богоматери прийти к людям. Зеленый обозначал Божью милость, покровительство и любовь Отца Небесного.

В этой картине Рафаэля отсутствуют герои без эмоций. Все образы нарисованы с психологической достоверностью. Чувства, которые находятся на лице каждого из них, соединяются в единую тематику восприятия дальнейшей неминуемой жертвы, ее через время принесет Христос человечеству и миру:

  • в Богоматери — решимость и боль;
  • в младенцах — отвага и страх;
  • в Сиксте — следование предназначению;
  • в Варваре — смирение.

Но вот ангелочки явно скучают, смотря на бурю чувств, охвативших грешников. Абсолютное равнодушие маленьких ангелов — это отношение человечества к жертве Иисуса либо принятие предназначения? Этот вопрос еще не решен.

Картина Рафаэля имеет очень глубокий смысл. Впервые он показал, что без телесного не появится духовного: Иисус вышел из плоти Девы Марии, но ему предназначено символизировать торжество духа. Такую внутреннюю силу, любовь и сознание жертвы воплотили в себе Богоматерь с ребенком. Тонкая психология, которая была создана автором этой картины, передает внутреннюю борьбу героев, показывает, насколько сложным был выбор и принятие воли Бога.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector