Top.Mail.Ru

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

А. П. Чехов известен короткими юмористическими историями, в которых высмеивает различные человеческие пороки. В его творчестве незначительные эпизоды из жизни поднимают многие серьёзные нравственные вопросы. Анализ «Размазни» Чехова показывает, что в этом рассказе на примере небольшой ситуации автор порицает излишнюю слабохарактерность главной героини и её неспособность дать отпор власть имущим, что позволяет и ей, и читателям вынести для себя урок.

Рассказ Чехова «Размазня»

История создания

Произведение «Размазня» Чехов написал в 1888 году, оно было впервые опубликовано 19 февраля того же года в журнале «Осколки», № 8. Это тот период, когда писатель начал отходить от «мелких» работ в жанре юморески и переходить к более серьёзным и сложным рассказам с тонким психологизмом.

Прототипы персонажей «Размазня»

Прототипы персонажей неизвестны, но в то время на месте робкой и забитой гувернантки могла оказаться любая девушка без средств, вынужденная работать. Автор передал характерные черты переходного периода, когда многие люди, а особенно женщины, ещё в полной мере не осознавали свои права трудящегося человека и не умели их отстаивать. Они покорно сносили всю несправедливость от господ, считая, что не имеют права голоса.

Чехов всегда старался дать произведению название, которое бы отражало его главную мысль, было простым, понятным и ёмким. Изначально он хотел назвать рассказ «Жестокий урок», но посчитал его довольно сложным. Вторым вариантом было «Гувернантка», но оно не в полной мере отражало его смысл. В итоге он выбрал для названия слово, лучше всего характеризующее главную героиню — «Размазня».

Краткое содержание

Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

Хозяин и гувернантка

Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

В итоге хозяин отдаёт ей все 80 рублей, приготовленные ей в конверте, и надеется, что произошедшее станет для неё уроком.

Характеристика главных героев

Главных героев «Размазни» Чехова всего двое. Их описание и характеристика:

Рассказчик, он же хозяин дома

  1. Рассказчик, он же хозяин дома — довольно богатый человек, семьянин, отец двоих детей, Коли и Вари. Его внешность в произведении не описывается. По натуре он сильный, но не бессердечный и не жестокий, а довольно добродушный и справедливый. Увидев, что гувернантка столь бесхребетна, он просто не может смириться с этим, а хочет преподать ей суровый урок. По сути, он не имел права так жестоко поучать её, но, с другой стороны, он проявил неравнодушие к её судьбе и действовал из лучших побуждений.
  2. Гувернантка Юлия Васильевна — скромная, застенчивая, тихая, неуверенная в себе молодая девушка. Её портрет рисуется с точки зрения рассказчика. Она милая, добрая, честная и искренняя, но рискует так и остаться жертвой: она не имеет собственного мнения, робкая, не может сказать и слова в свою защиту. Сразу производит впечатление настоящей рохли. Она не осознаёт себя как человека, достойного лучшей участи, не может потребовать своё, поскольку не имеет внутреннего стержня. Она только шмыгает носом и теребит оборку юбки, когда хозяин обкрадывает её.

При этом в тексте произведения главный герой сначала намеренно изображается бессовестным человеком, нагло обсчитывающим гувернантку, из-за чего читатель, до конца не знающий о его психологическом эксперименте, может испытывать к нему антипатию. Лишь в конце рассказа повествователь извиняется перед девушкой и отдаёт ей всю заработанную ею сумму, показывая себя как честный человек.

Для описания образа Юлии Васильевны же автор использует выразительную художественную деталь: о её характере можно судить даже по таким словам и фразам, как:

  • «церемонная»;
  • «дрожащим голосом»;
  • «шепнула»;
  • «дрожащими пальчиками»;
  • «замерсикала».

Жанр, направление и композиционные особенности

Жанр произведения — юмористический рассказ, поскольку здесь присутствуют все его особенности: короткое название, небольшое вступление, ситуация из жизни, история основана на диалоге, портрет героини создан при помощи художественной детали. Направление — реализм, к которому относится и всё творчество А. П. Чехова: подобная ситуация вполне могла произойти и в реальной жизни.

Композиция произведения:

Жанр произведения

  1. Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку в кабинет, чтобы дать жалованье.
  2. Завязка: «Давайте посчитаемся».
  3. Развитие действия: из суммы за каждый пустяк снова и снова вычитаются деньги.
  4. Кульминация: гувернантка говорит: «Мерси», что заставляет повествователя разозлиться и раскрыть тайну своего сурового эксперимента.
  5. Развязка: хозяин извиняется, ругает девушку за бесхребетность и отдаёт ей положенную сумму.

Тема, проблематика и идея

Проводя анализ рассказа Чехова «Размазня», можно сделать вывод, что в нём автор затрагивает тему слабости в большом несправедливом мире. Тема «маленького человека» прослеживается во многих произведениях русской литературы и рассматривается в сочинениях на ЕГЭ. Снося все превратности судьбы, бедные люди привыкают к своей рабской доле и не могут дать отпор более сильным и обеспеченным. Но человек не должен принимать неудачи как должное, нужно иметь чувство собственного достоинства и выступать за справедливость.

Гувернантке повезло, что произошедшее оказалось всего лишь экспериментом хозяина, в другой раз её действительно могли бы обобрать, а она не сказала бы ни слова. Однако она не виновата в своём поведении: в этом можно винить только социум и установившиеся в нём за долгое время несправедливые порядки.

Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:

Отчаяние и бессилие

  1. Духовное рабство личности: люди привыкают к унижениям и сносят любые обиды, только бы получить хоть какие-то деньги. Они отказываются бороться, считая, что это всё равно бесполезно, но это позволяет сильным использовать их.
  2. Социальное неравенство: слабохарактерность человека зачастую находится в прямой зависимости от его материального состояния и положения в обществе.
  3. Отчаяние и бессилие: возможно, гувернантка не всегда была размазнёй, а к этому привели постоянные жизненные неудачи и унижения, из-за чего она отчаялась и перестала бороться.

 

Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.

Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.

Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.

Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector