Top.Mail.Ru

Анализ трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»

Осенью 1830 года великим русским поэтом были созданы произведения, которые впоследствии составили сборник «Маленькие трагедии». Цикл «драматических набросков» открывает пьеса «Скупой рыцарь». Анализ трагедии Пушкина показывает, как в небольшом сочинении поднимаются глубокие философские вопросы. Наполненность и завершённость, выдержанность характеров и удивительные стихи — всё это делает творение Александра Сергеевича шедевром мировой классики.

Трагедия А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»

Маленькая трагедия

Цикл «Маленькие трагедии», в который входят четыре пьесы, написан за две недели осенью 1830 года. Каждый драматический этюд описывает какие-либо порочные страсти. В «Скупом рыцаре» Пушкин представляет жадность и нежелание расходовать деньги даже на родного сына.

У Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом

Выбор сюжета автобиографичен. С юношеских лет у Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом. Скупость Сергея Львовича не позволила выпускнику Царскосельского лицея определиться в престижный лейб-гвардейский гусарский полк. Позднее в письмах к брату Льву поэт неоднократно жаловался на скудную материальную поддержку от родителя. О бедности Александра упоминает наместник Бессарабии генерал Инзов в депеше министру иностранных дел Иоанну Каподистрию.

История создания «драматического наброска»

Третьего сентября 1830 года Пушкин приехал в деревню Болдино. Цель поездки — оформление юридических документов на владение селом Кистенёво, которое С. Л. Пушкин выделил сыну. Разразившаяся эпидемия холеры задержала молодого человека в родительской усадьбе до начала зимы. Время, проведённое поэтом в имении отца, вошло в историю как «болдинская осень».

Первое упоминание о замысле «Скупого рыцаря» встречается в дневниковых записях Пушкина от 1826 года. На болдинской рукописи указана дата окончания работы над произведением — 23 октября 1830 года. Опубликован драматический этюд в первом выпуске журнала «Современник», который поэт основал в 1836 году.

Сюжетная линия

События происходят в эпоху феодализма, в середине XV века. Место действия — герцогство Бургундия.

Персонажи пьесы:

  • Герцог, местный правитель.
  • Филипп, французский барон.
  • Альбер, его сын.
  • Соломон, ростовщик.
  • Иван, слуга Альбера.

Альбер сетует на отсутствие денег

Сцена 1. Альбер сетует на отсутствие денег, которое не позволяет купить амуницию и коня для участия в рыцарских турнирах. Бедность не даёт возможности обзавестись приличной одеждой, чтобы присутствовать на герцогских пирах. Иван сообщает о приходе Соломона.

Ростовщик отказывается давать в долг 100 червонцев и предлагает юноше отравить отца. Альбер, взбешённый низостью жида, собирается повесить процентщика. Соломон убегает. Молодой рыцарь решает пожаловаться Герцогу на родителя.

Сцена 2. Барон спускается в подвал, где стоят шесть сундуков. Здесь хранятся сокровища старика. Филипп любуется кладом и размышляет о могуществе денег.

Сцена 3. Герцог и Альбер беседуют в за́мке. Завидев приближение отца, юноша уходит. Правитель предлагает старому рыцарю назначить сыну приличное содержание. На это Барон отвечает, что наследник намеревается убить его. Услышав лживое обвинение, Альбер вбегает в комнату. Старик вызывает молодого человека на дуэль. Но поединок не состоялся. Барон умирает от сердечного приступа.

Анализ и критика

Сочинение Пушкина вызвало отклики современников. Не остались равнодушными и последующие поколения читателей и зрителей. Интересны о́тзывы поэтов, критиков и литературоведов-пушкинистов.

«…ни в одном создании мировой поэзии вопросы морали не стоят так резко, как в „Маленьких трагедиях“ А. С. Пушкина».

Анна Ахматова

«Барон Пушкина — лицо трагическое, заставляющее содрогнуться за природу человека».

В. Г. Белинский

«Трагикомедия „Скупой рыцарь“ — драма патологически развившейся скупости».

С. М. Бонди

Жанр и композиция

Жанр и композиция трагедии

В подзаголовке произведения поэт указывает источник сюжета — «Сцены из ченстоновой трагикомедии», чётко определяя жанр пьесы. Во времена Пушкина скупость была темой комедийных сочинений. В «Скупом рыцаре», где главный герой погибает, порочная страсть возводится автором до уровня трагичности.

Пушкин считал «Маленькие трагедии» пьесами для чтения, сочинениями, обращёнными к читателю, а не к зрителю. Однако в каждом произведении цикла присутствуют композиционные признаки сценической постановки.

Элементы драматургического произведения:

  • завязка;
  • развитие конфликта;
  • кульминация;
  • развязка.

В трагикомедии три картины. В двух первых представлены главные герои, обозначается конфликт между Альбером и Бароном. В третьей картине, где описана встреча сына с отцом во дворце герцога, столкновение интересов достигает наивысшей точки — между родственниками начинается дуэль. В финале пьесы старик скоропостижно умирает.

Характерные черты действующих лиц

Краткое содержание помогает понять основную мысль «Скупого рыцаря». Характеристика героев, а также взаимоотношения между ними обозначают идеи, которые Пушкин заложил в трагедии.

Барон богат

Барон богат. Когда-то доблестный рыцарь, воспитанный в добрых традициях, зрелые годы Филипп посвящает стяжанию денег. Для старика богатство — не товарищ и не слуга, а могущественный господин, которому подвластно всё на свете. Скупердяй считает, что золото позволяет управлять добродетелями, вдохновением и человеческим гением. Даже злодеяния оправдываются накоплением сокровищ. И ради сохранения в неприкосновенности сундуков с монетами Барон готов убить родного сына на дуэли.

Двадцатилетний Альбер храбро сражается в рыцарских турнирах. Победы, одержанные на поединках, снискали бойцу благосклонность придворных дам. Юноша наделён добрым и бескорыстным сердцем — он отправляет со слугой последнюю бутылку вина для больного кузнеца. Молодой человек не приемлет подлости и готов повесить ростовщика, предложившего отравить отца. Только скупость родителя, обрекающая на нищету, заставляет Альбера искать помощи у герцога.

Соломон время от времени ссуживает Альбера деньгами. В отличие от Филиппа, ростовщик относится к золоту как к инструменту обогащения. Получая проценты от должников, еврей добывает средства к существованию. И чтобы получить прибыль, кредитор подталкивает юного рыцаря на убийство отца.

Герцог, которому власть досталась по наследству, готов примирить отца с сыном. Конфликт, в котором родственники упрекают и обвиняют друг друга, заставляет правителя ужаснуться от нравов своего времени.

Иван верой и правдой служит Альберу. Слуга сочувствует бедственному положению молодого хозяина и также возмущён низостью жида.

Проблематика пьесы

В пьесе присутствует персонаж, который управляет поведением главных героев и без которого невозможен анализ «Скупого рыцаря». Имя протагониста отсутствует в перечне действующих лиц, но без него трудно понять проблематику произведения. Это деньги. Образ золота присутствует в каждой сцене трагедии.

Образ золота в пьесе

Обладание драгоценностями трансформирует взгляды Барона на жизнь и окружающий мир. В монологе, произнесённом в подвале перед сундуками с сокровищами, старик мнит себя всемогущим царём. Но смерть разрушает иллюзии.

Золото, а вернее отсутствие оного, делает Альбера безрассудно храбрым. Ярость, вызванная исковерканными на турнире доспехами, позволяет рыцарю сразить на поединке своего противника — графа Делоржа. Жажда денег вынуждает юношу принять вызов человека, давшему ему жизнь — отца — на дуэль.

Деньги деформируют личность Соломона и заставляют ростовщика забыть божьи заповеди — «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего». Жид больше ценит золото, чем человеческую жизнь. Чтобы получить доход, кредитор готов если не сам, то руками другого совершить тягчайшее преступление.

Литературоведы задумывались над вопросом, как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь». В набросках пьеса называлась односложно — «Скупой». Позднее Пушкин добавляет слово «рыцарь». Средневековая рыцарская этика предписывала воину быть честным, защищать добро и сражаться со злом, отличаться щедростью. Название пьесы автор превращает во взаимоисключающее сочетание слов, подобно понятию «честный жулик» или «живой труп».

Человек, который в соответствии со званием, казалось бы, олицетворяет высокие качества, оказывается подвластен низменному пороку. И обществу, в котором возможно существование «жадных рыцарей», поэт выносит приговор: «Ужасный век, ужасные сердца».

Тестовое задание

Контрольные вопросы помогут закрепить информацию по анализу трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь». Из трёх предложенных вариантов следует выбрать один правильный ответ.

Вопрос 1. Где создавалась пьеса?

Ответ: а) в Москве, б) в Санкт-Петербурге, в) в селе Болдино.

Сколько сундуков с деньгами принадлежало Барону

Вопрос 2. Сколько сундуков с деньгами принадлежало Барону?

Ответ: а) один, б) шесть, в) десять.

Вопрос 3. Кто является наследником Барона?

Ответ: а) сын, б) дочь, в) ростовщик Соломон.

Вопрос 4. Какой порок описан в пьесе?

Ответ: а) зависть, б) скупость, в) тщеславие.

Вопрос 5. Какую фразу произносит Герцог в финале трагедии?

Ответ: а) «Ужасный век, ужасные сердца!», б) «О, времена, о, нравы!», в) «Ну, надо же!».

Правильные ответы: 1в), 2б), 3а), 4б), 5а).

Пьеса А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», как и весь цикл «Маленьких трагедий», даёт повод задуматься о низменных чертах человеческого характера. Изучение аналитики откроет интересные факты, связанные с произведением. Чтение текста доставит удовольствие от красочного и лёгкого языка великого русского поэта.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector