Top.Mail.Ru

Анализ произведения Чехова «Тоска» и характеристика главных героев

«Краткость — сестра таланта» — многим известный афоризм Антона Павловича. Писатель обладал редким даром лаконично, емко и доступно отображать глубину проблемы, вовлекать читателя в личный разговор. Это же можно проследить и в рассказе, который написал Чехов, — «Тоска». Анализ произведения и краткое содержание пригодится учащимся в 9 классе для подготовки к уроку русской литературы.

Чехов Тоска

Оглавление:

История создания

Произведение «Тоска» было впервые напечатано в середине января 1886 г. в «Петербургской газете», в колонке «Летучие заметки». Во время издания писателю было 26 лет. Автор был уже известен в литературном обществе своими небольшими циклами сатирических рассказов и стихотворениями, которые печатал в этом же журнале под псевдонимом Антоша Чехонте.

Чехов

Точно неизвестно, откуда появился замысел написания произведения «Тоска», но историки отметили, что за месяц до публикации рассказа писатель впервые приехал в Северную столицу и был просто поражен холодными и мрачными сумерками Петербурга и одиночеством, которое навевает этот город.

В определении слова «тоска» можно проследить несколько толкований. Первое — скука. Однако существует и другое, более глубокое определение — терзание, грусть, томление души, сомнение. Тоска в этом понимании — это то, что так мучает главного персонажа.

Антон Павлович в этом коротком произведении смог на примере своего героя Ионы Потапова раскрыть более масштабные проблемы, находящиеся в любом человеке.

Жанровое направление

«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.

Читать книгу

Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.

То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.

Краткое содержание

Произведение рассказывает о зимнем воскресном снежном вечере простого престарелого извозчика, которого зовут Иона Потапов. У него старенькая лошадка, на которой он развозит по Санкт-Петербургу постоянно торопящихся по своим делам горожан. У главного героя случилось очень большое несчастье — умер его сын.

Санкт-Петербург

И об этой печали ему жизненно необходимо поведать хоть какой-то живой душе. Однако в мрачной Северной столице он видит только грубость, бездушие, ожесточенность и злость.

Ни в каком месте и ни в одном человеке Иона не нашел сострадания, одиночество начало становиться все острей и выражается мучительной томительной болью в измученном теле.

Главный герой идет во двор, отправляется на конюшню и лишь в своей верной кобылке находит настоящий человеческий отклик. Только лошадь его выслушала, именно она одна поняла Иону в мрачном городе.

Описание персонажей

В рассказе описаны только два главных героя.

Их краткая характеристика выглядит следующим образом:

Извозчик Иона

  1. Извозчик Иона. Этот человек относится к такому распространенному типу литературных персонажей, как «маленькие люди». Это означает, что он имеет низкий статус в обществе, не наделен какими-то выдающимися качествами и способностями, но и не причинивший кому-то вреда. Это обычный городской извозчик, который зарабатывает себе на кусок хлеба. Желание этого человека по сюжету довольно скромное — рассказать кому-то о своем горе. Он не принес в этот мир никакого зла, но и героических качеств у него также нет. Даже на хамство людей, которых он везет, Иона не отвечает такой же грубостью, а только пытается завести приятную беседу.
  2. Вторым главным персонажем произведения является лошадь, поскольку без нее этот рассказ не имел бы того финала, которого смог добиться Антон Павлович. Именно это обессиленное и жалкое животное является настоящим другом извозчика, в результате спасшее Иону от неизбывной грусти.

Основная тематика

Тематика произведения «Тоска» будет интересна даже современному читателю.

Чехов поднимает такие темы:

Рассказ Тоска

  1. Отношения между людьми, власть имущими и теми, кто слабей. В этом случае раскрыта настоящая сущность человека. И хоть речь заходит о героях давно прошедшего времени, но каждый читатель должен ответить на вопросы: «Знакомо ли ему сострадание?», «Готов ли он помочь другим, пускай даже словом?».
  2. Тоска. Это настроение отображает внутреннее состояние главного персонажа и его переживания.
  3. Тема народа в рассказе одновременно пересекается с религиозной тематикой: люди безучастны друг к другу, потому несчастливы. Если бы все проявляли обычное человеческое сочувствие, то их жизнь была бы намного гармоничнее.
  4. Внутренний мир. За крестьянским мужичком в рогожке скрывается тонко чувствующая личность, ищущая сочувствия. Причем этот человек, в отличие от своих богатых пассажиров, намного добродушнее и терпимее по отношению к людям.
  5. Природа также имеет немаловажное значение в рассказе. Зимний вечер и пурга — это моральное и психологическое описание Санкт-Петербурга, города, в котором все безразличны друг к другу.

Раскрытие проблем

Проблематика короткого произведения также довольно обширна.

Чехов поднимает следующие вопросы:

Одиночество

  1. Равнодушие людей. Извозчик не принят Петербургом, его горожанами. Ни один человек, которого он встретил, будь то проходящие мимо люди, дворники или его пассажиры, по отношению к Ионе просто равнодушны, даже озлоблены. На этой проблеме писатель акцентирует особое внимание, у извозчика получилось излить душу не людям, а лишь его верной кобылке.
  2. Одиночество. Через особые художественные приемы читатель слышит и видит шумный мрачный Санкт-Петербург с миллионами огней, со спешащими куда-то жестокими, обеспокоенными, одинокими людьми. В этой суматохе человек обречен остаться один на один со своим несчастьем, Чехов показывает это на примере Ионы.
  3. «Маленькие люди». К ним окружающие, как правило, чувствуют только пренебрежение, поскольку этот человек согнут под ударами судьбы, он не в состоянии ее поменять. Но к извозчику читатель вместе с писателем испытывает сочувствие.

Главная идея

Тон повествования ненавязчив и безмятежен, Чехов по-настоящему мастерски ведет рассказ, он заставляет читателей искренне переживать за героя. Нет, писатель не обвиняет Иону, но заставляет остальных задавать себе неудобные вопросы.

Поддержка

Автор ярко изобразил принцип, с учетом которого человек является волком для остальных людей. Смысл этого произведения заключается в том, чтобы показать необходимость гуманизма в этом жестоком мире.

Рассказ «Тоска» является наставлением, а также напоминанием людям о том, что в мире существуют и несчастья, и душевная боль, и несправедливость, и мучения. Про это нужно помнить. Не стоит быть глухим и бессердечными к горю чужого человека. Это основная мысль произведения.

В конце повествования извозчик ведет разговор со своей кобылкой. И хоть животное не отвечает ему по-человечески, но это все же диалог. Лошадь выслушала своего хозяина и откликнулась ему. Но даже на эту малость в целом городе был неспособен ни один человек.

Писатель иронизирует, он поставил острый вопрос: все время ли быть рожденным в человеческом обличье обозначает быть настоящим человеком? Это является моралью произведения.

Литературные приемы

В своих рассказах Антон Павлович неизменно относился внимательно к различным деталям, поскольку именно эти элементы позволяют создать настроение, раскрыть обстоятельства событий и характеры главных персонажей. Потому и в произведении «Тоска» необходимо обратить внимание на то, как Чехов пытался создать образы Петербурга, его горожан, описание Ионы.

Петербург 19 века

К примеру, изображение природы позволяет отобразить атмосферу Северной столицы, а также передать ощущение тоски зимнего сумеречного заснеженного вечера.

Санкт-Петербург в произведении — это активный, неспокойный, шумный муравейник с толпами постоянно торопящихся людей, в котором никому нет дела до «маленьких людей». Писатель в своем рассказе прямо указывает, это — «омут, который полон ужасных огней, постоянного треска и торопящихся людей». Описание города было создано благодаря важным деталям, определениям и символизму: «блеклость огней на фонарях», «суматоха на улице», «злобные взоры прохожих», «грохот калош», «кашель», «грубая брань».

Особенность произведения состоит не только в том, каким образом оно написано, но и в том, как этот рассказ звучит и что обозначают все посторонние звуки.

Весь шум, на который пытается обратить внимание писатель, позволяет читателю прочувствовать атмосферу города: «Куда черти несут?», «Куда прешь, леший?», «Тьфу, чтоб тебя черти», «Что стал, проезжай?», «Поворачивай, дьявол».

Извозчик в Петербурге

И именно в этом городе пытается выжить маленький человек — Иона, выделенный из своей среды, «оторванный от плуга, от обычных будничных картин», который никому не желает зла. Нужно обратить внимание на цитаты непосредственно главного героя, на то, как он обращается ко всем встречным, что он говорит: «барин», «веселые люди», «Божья воля!», «мил человек», «брат кобылка», «дай Бог здоровья». И какими фразами ругает его город и пассажиры: «Змей Горыныч», «старая холера», «старая собака». Речь извозчика опять возвращает читателя к теме христианской любви.

Окончание рассказа у читателей иногда даже оставляет ощущение вины. Осуждая жестокость бездушной Северной столицы, люди невольно начинают обращаться и к себе, насколько часто они думают о сострадании к ближним. Наверное, именно этой внутренней беседы с самим собой и пытался добиться писатель.

Вывод напрашивается сам: произведение Чехова «Тоска» призвано напомнить остальным, что нужно добрее относиться друг другу, быть отзывчивее и внимательнее.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector