Top.Mail.Ru

Характеристика главных героев повести Чехова «Палаты номер 6»

Несмотря на то что сам Чехов в письмах называл повесть «очень скучной», произведение оказалось самым «счастливым по похвалам» критиков и коллег по литературному цеху. Глубина и правдивость психологического портрета главных героев «Палаты номер 6», характеристика персонажей второго плана — все свидетельствует о совершенном знании автором жизни в российском захолустье. Здесь носители живой мысли сходят с ума или превращаются в философствующих «лежебок».

Повесть Чехова «Палаты номер 6»

Доктор, пациент и остальные

История, изложенная автором, чрезвычайно проста и запредельно жестока. В героях «Палаты номер 6» отсутствует «элемент любви», без которого сердца черствеют, а души сжимаются до размеров, ограниченных личными переживаниями и интересами.

Автор «Палаты номер 6» показывает не маниакальную жестокость, рожденную мизантропией и получающую истинное наслаждение от страданий жертвы, но ту бессознательную жестокость, которая маскируется под определенные убеждения или служебные обязанности:

Доктор Андрей Ефимыч Рагин

  1. Сторож Никита избивает больных для «порядка».
  2. Доктор Андрей Ефимыч Рагин занимает позицию неучастия, оправдывая равнодушие удобной для него философской концепцией конечности вещей.
  3. Иван Дмитрич Громов критикует косность и инертность ненавистного общества, но внести изменения благословляет потомков.
  4. Михаил Аверьяныч изводит Рагина навязчивым участием, которое считает необходимой дружеской поддержкой.

В повести, несомненно, есть действующие лица, страдающие и вызывающие этим сочувствие читателя, но нет ни одного положительного персонажа. Описание наполнено апокалиптическим предчувствием неизбежного крушения социальных устоев, изживших себя.

Душа, замученная страхом

Иван Дмитрич Громов — один из 5 пациентов отделения для душевнобольных и местный житель. Известно, что он:

  • «благородного звания»;
  • учился в университете, но не окончил курс по обстоятельствам материального характера;
  • пытался преподавать в училище, но «бросил место»;
  • до болезни занимал должность судебного пристава.

Иван Дмитрич Громов

В больнице оказался по причине психического расстройства, сопровождающегося бредом преследования, и отсутствия средств для домашнего содержания и лечения.

Иван Дмитрич обладал натурой:

  • нервной;
  • мнительной;
  • раздражительной;
  • истеричной.

Из-за свойств характера трудно сходился с людьми, не выстраивал дружеских отношений. Тягу к общению удовлетворял разговорами с немногими знакомыми, на которых обрушивал страстные речи, обличающие пошлость и разврат городского общества. В суждениях был максималистом, делил человечество «на честных и подлецов».

При все том Громов обладал врожденной:

  • деликатностью;
  • услужливостью;
  • порядочностью;
  • нравственной чистотой.

Мысленное пребывание в мире высоких идей не укрепило в нем стойкости к жизненным осложнениям, перед которыми он падал духом и отступал. После разорения и смерти отца, оставшись без материальной поддержки, Иван Дмитрич не выдерживает голодной студенческой жизни в Петербурге и возвращается домой.

Необходимо отметить, как заботливый сын (герой был отягощен содержанием матери) все, что удавалось заработать «грошовыми уроками и перепиской», он отправлял маме.

Проблемы Ивана Дмитрича

Вернувшись в городок, Громов «по протекции» устроился преподавателем в уездное училище, но сеять разумное, доброе, вечное, то о чем говорил и мечтал, не получилось — «с товарищами не сошелся», «ученикам не понравился». Поступил на должность судебного пристава — службу, которая была для него «противна», но давала средства к существованию.

Из этого можно сделать вывод, что стремление к просвещению и принципиальность героя заканчивались там, где начинались проблемы, неизбежно связанные с противостоянием сложившимся общественным устоям. Может быть, его страсть к бессистемному запойному чтению объяснялась поиском какой-то подсказки или неведомых возможностей, способных преодолеть страхи и сомнения.

Врач и философ

Доктор Рагин, уже 20 лет заведует в городке больницей. В медицину попал под влиянием отца, воодушевленного общественно-политическими движениями в России, толчок которым задала отмена крепостного права. Заняв место главного врача, молодой специалист поначалу проявлял необыкновенное усердие, но с течением времени охладел к работе совершенно, на основании умозаключения, что не стоит «мешать людям умирать», так как, в конце концов, смерть — неизбежный жизненный финал.

Андрей Ефимыч любит «ум и честность», но не может навести порядок в больнице и прогнать смотрителя, объединившего усилия, направленные на расхищение больничного бюджета, с фельдшером и кастеляншей. Доктор считает, что в существующих условиях настоящее лечение невозможно, а то, чем он занимается — обман, поэтому краснеет, когда приходится подписывать «заведомо подлый счет», чувствуя себя соучастником царящего вокруг лицемерия и воровства.

Несмотря на грозную внешность «трактирщика с большой дороги» Рогов имеет характер человека:

Андрей Ефимыч

  • совершенно мягкого и деликатного;
  • рассеянного и невнимательного, даже к собственной персоне;
  • равнодушного ко всему, что не являет высокий ум;
  • имеющего пристрастие к алкоголю;
  • руководимого философскими убеждениями, удобными для оправдания своего бездеятельного существования.

Любимое занятие Рогова — чтение, которое занимает большую часть его времени и отнимает половину жалованья, тратящегося на книги. В книгах он находит замену умной «живой беседе». Он проповедует равнодушие к жизненным благам и боли, и считает, что боль и прочие раздражители тела можно подавить волевым усилием. Философия стоицизма в его понимании трансформируется до вульгарного цинизма.

Он не выдерживает неожиданного поворота судьбы и, оказавшись в сумасшедшем доме, теряет всю «гордую» самоуверенность, признает свою слабость, а все прошлые рассуждения называет «философствованием мелюзги». Умирает он полностью подавленный и опустошенный.

Пошла массовка

Массовка — непременный атрибут масштабных художественных постановок. Это второстепенные и третьестепенные персонажи, служащие фоном для главных героев и представляющие характерные черты социума, в котором эти герои оказываются.

Так как основные события разворачиваются в пределах больничного двора, большинство из действующих лиц второго плана, так или иначе связаны с этим учреждением:

Хоботов Евгений Федорович

  1. Хоботов Евгений Федорович — уездный врач, определенный в помощь Рагину. Человек молодой, обладающий недалеким, но практичным умом, завистливый и осторожный. Подозревает, что Андрей Ефимыч на плутовстве сколотил неплохой капитал. Метит на его место и при первом удобном случае подсиживает коллегу.
  2. Фельдшер больницы, Сергей Сергеич. Отлично адаптировался на месте. Обладает «плавными манерами», большой практикой в городке. Имеет очень высокое мнение о своих медицинских способностях, «религиозен и благолепен», но как-то слишком напоказ, без ощущения внутренней убежденности.
  3. Никита — сторож в психиатрическом отделении. Отставной солдат, положительный в своей «тупости и исполнительности».
  4. Почтмейстер Михаил Аверьяныч — человек в возрасте, добрый и чувствительный, что не мешает ему быть вспыльчивым и высокомерным с обывателями. В людях уважает «образованность и благородство души», за что и любит доктора Рогова, почитая его за друга. Ставит честь превыше всего. Занимает у Андрея Ефимыча 500 рублей, чтобы закрыть карточный долг, но вернуть не может, отчего мучается сам и мучит нарочитой бодростью и бравадой кредитора.

Каждый из перечисленных персонажей как будто на своем месте и с той или иной степенью ревности выполняет служебные обязанности, имея свои личные интересы. По отдельности они обычны и относительно безобидны, но вместе, каковыми бы намерениями не руководствовались, образуют «ловушку, из которой нет выхода». В эту ловушку и попадают Громов и Рагин.

По ту сторону забора с гвоздями

«Вот она действительность» — страшная мысль, посетившая Андрей Ефимыча, оказавшегося в палате для умалишенных и рассматривающего в зарешеченное окно забор с гвоздями и каменное здание тюрьмы. Ловушка захлопнулась, и весь стоицизм улетучился вместе с папиросами и вечерним пивом, уступив место отчаянию. Торжествующий Иван Дмитрич предлагает Рагину «пофилософствовать», как в былые посещения, какие он совершал в качестве доктора.

По ту сторону забора с гвоздями

Малодушие — черта, характерная для обоих героев, как результат образованности ума при отсутствии пронзительных и высоких чувств. Они никогда и никого не любили, и их не любил никто.

Любовь — высшее проявление человечности. Без нее устремления людей сводятся до уровня инстинктов, которые определяют норму поведения и жизненные приоритеты. Общество, в котором такие нормы узаконены, являет собой трясину, засасывающую каждого нового человека, либо исторгающую его вон, как болотный газ.

Автор «Палаты номер 6» неслучайно красочно и неоднократно описывает забор с гвоздями. Невозможно вырваться из серой безотрадности бытия, не испытав боль преодоления препятствий. Но оба героя, негодуя внешне, внутренне смиряются с действительностью, считая, что «бежать» бесполезно, так как общество ограждающее себя от «неудобных людей» непобедимо. Единственный возможный выход, который для них доступен и неизбежен — смерть.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector