Top.Mail.Ru

Характеристика главных героев в рассказе Чехова «Крыжовник»

Рассказ из цикла «Маленькая трилогия» о человеке, жившем тривиальной материальной мечтой о собственной усадьбе, был опубликован в 1898 году в авторитетном литературно-политическом журнале «Русская мысль». А. П. Чехов посредством характеристики главных героев в «Крыжовнике» пытался показать не только гибель нравственных устоев отдельных современников, но и общества в целом.

Мещанин с приземленной мечтой

Иван Иванович

Помещик и учитель

В центре повествования произведения Чехова — ветеринарный врач, рассказывающий историю родного брата. Иван Иванович Чимша-Гималайский имеет дворянское происхождение. Однако он сам не причисляет себя к привилегированному сословию, поскольку титул дворянина ему достался от отца, удостоенного высокой чести за доблестную офицерскую службу. За верность Отечеству он получил имение, которое детям пришлось впоследствии продать за долги.

Детство мальчик провел вместе с братом Николаем в деревне, где они жили, по его выражению, «На воле. Все равно, как крестьянские дети». Будучи прекрасным рассказчиком, Иван Иванович подчеркнул, что после свободной и насыщенной деревенской жизни крайне трудно стать горожанином: до самой смерти будет «потягивать» на сельские просторы, а тоску по собственному имению не унять никогда.

Чехов посредством ностальгических воспоминаний героя подводит читателя к главному действующему лицу — младшему брату, у которого после утраты «именьишка» в душе навсегда поселилась единственная мечта о личной усадьбе, где непременно будет расти крыжовник.

Ветеринар, повествуя о жалкой одержимости Николая, пускается в философские рассуждения о смысле жизни, нравственности и пороках общества.

По его мнению, каждому человеку, с одной стороны, нужно лишь три аршина земли, а с другой — целый мир, весь простор земного шара, где можно проявить индивидуальность и лучшие человеческие качества.

В пылу жарких рассуждений об эгоизме и «футлярности» общества Иван Иванович обличает образ жизни брата, считая такой опыт жалким и бессмысленным. Он призывает собеседников бороться с пороками и не повторять мещанские ошибки. Неслучайно Чехов показывает читателю, как сильно склонен рассказчик к пафосным обобщениям. Причина тому одна — сомнение в собственной нравственности. Ключевой момент в речи персонажа — признание своей трусости и неспособности к борьбе за духовные ценности.

Мещанин с приземленной мечтой

Мировоззрение действующих лиц

Основной сюжет произведения связан с человеком, о котором автор повествует устами его брата. Главным героем является Николай Иванович — мелкий чиновник, одержимый целью приобретения собственного имения, где обязательно будет расти крыжовник, как в детстве. Видимо, с этой ягодой у младшего Чимши-Гималайского ассоциировалась свобода: он ее понимал по-своему, а в мещанской мечте не видел ничего предосудительного.

В стремлении к вольной барской жизни Николай Иванович погубил в себе все самое доброе и светлое. По рассказу брата, он много лет усердно трудился в чиновничьей конторе, экономил каждую копейку, жадничал, чтобы накопить на покупку усадьбы. Однако средств на осуществление заветного желания не хватало. Ему пришлось жениться на состоятельной вдове и присвоить себе ее капитал. Несчастную спутницу он «свел в могилу», ничуть не страдая от ее кончины.

Главное для Николая — приобретение имения. При этом в нем обязательно должны быть:

  • барский дом;
  • людская;
  • огород;
  • крыжовник.

Самым страшным пороком, причисляемым рассказчиком брату, стала жадность. Для убедительности повествователь приводит в пример двух людей, которых испортили деньги:

  • Купец, съевший перед смертью все свои выигрышные билеты.
  • Барышник, угодивший под поезд и волнующийся не за потерянную ногу, а за судьбу денег в сапоге.

Чехов в ярких красках изобразил портрет жалкого и самодовольного мещанина, поэтому даже добрые дела Николая Чимши-Гималайского свелись к лечению деревенских жителей содой от любой болезни да к благодарственному молебну, который он сам театрально служил в деревне, после чего поил мужиков водкой: «ставил полведра, думал, что так нужно».

Также Антон Павлович отмечает, что собственные взгляды иметь Николай Иванович очень боялся, поэтому всегда высказывался тривиально, изрекая избитые истины тоном министра.

Завершающей характеристикой можно считать очерствевшую совесть, которая сделала главного героя очень далеким от настоящей жизни. Она абсолютно перестала его мучить. Здесь поднимается ключевая проблема всех героев «Крыжовника». Чехов говорит об отсутствии любви к тем, кто рядом, неспособности видеть трудности и несчастья других людей, о нежелании помогать нуждающимся. Это главный порок новоявленных дворян и всего общества.

Помещик и учитель

Отношение Чехова к персонажам

Местом действия произведения Чехов избрал хлебосольный дом мелкого землевладельца Павла Константиновича Алехина. Хозяин был трудолюбивым и обстоятельным человеком, которому даже помыться порой было некогда. Поэтому первым делом он пригласил своих гостей в купальню, а уж потом к ужину.

Характеристика Алехину дается скорее положительная, но все-таки автор внес ложку дегтя в этот обаятельный образ, отметив равнодушие персонажа к проблемам нравственности и духовности, а также неспособность к философским суждениям. Павел был ограничен собственным мирком, где не нашлось места высоким идеям о человеческом счастье, взращенном в созидании.

Гимназический учитель Буркин изображен человеком нервным, раздражительным и увлеченным романтическими представлениями о богатой жизни. Он отмечал изящество в интерьере, любовался величественными портретами генерала и его дамы, оказывал знаки внимания служанке Алехина Пелагее.

Буркину Чехов даже не дал имени и отчества, чтобы обозначить всю мелочность его натуры, неспособность широко мыслить и интересоваться вечными проблемами идеалов жизни. В рассказе он выглядит просто случайным собеседником, несмотря на то, что является одним из главных героев.

Мировоззрение действующих лиц

Крыжовник главные герои характеристика

Маленькую повесть о судьбе Николая Ивановича можно считать отражением взглядов на жизнь всех главных героев. Несомненно, осуждающий тон рассказчика поначалу импонирует читателю. Но очень скоро становится понятно, что всем героям «Крыжовника» присуще мещанское мировоззрение. С одной стороны, они критикуют пустую жизнь, где все подчинено деньгам и желанию «барствовать» без внимания к тяготам бедных людей, с другой — все персонажи сами являются мещанами.

Мерой счастья Чехов считает желание и возможность созидать. Только герои рассказа не готовы принять эту гуманистическую философию. Иван Иванович понимает, что нужно делать добро, но не стремится никому помогать, не пытается бороться с мещанскими пороками. Герой оправдывает себя солидным возрастом. Он говорит: «Я уже стар и не гожусь для борьбы. Я только скорблю душевно». А после того, как его родной брат осуществил свою жалкую мечту, Иван даже о счастье стал думать исключительно с грустью.

Интересно, что ветеринар, обозначая пороки общества и рассуждая о методах борьбы с ними, обращается к собеседникам, среди которых мелкий помещик Алехин и гимназический учитель Буркин, с призывом творить добро и противостоять барским искушениям: «Не давайте себя усыплять! Не уставайте делать добро!». Однако собеседников почти не волнует история жадного чиновника, одержимого мечтой об усадьбе с крыжовником, а тему нравственности они находят довольно скучной.

Крыжовник главные герои

Буркина больше привлекают обаятельные женщины и изящество во всем. Так он с неподдельным интересом отмечает красивые внешние черты Пелагеи — служанки хозяина дома. Учитель с удовольствием рассматривает портреты в золоченых рамах. История бедняги-чиновника, который ел неспелый крыжовник, его совершенно не впечатлила.

Алехину понравилось слушать экспрессивного рассказчика, но идеи о помощи нуждающимся он не разделял. Помещик считал, что нужно усердно трудиться во имя собственного процветания и блага. Философию об истинном счастье, заключающемся в созидании, он не понял. Этот герой привык мыслить конкретно и прямолинейно, а гости в беседе не упоминали ни о крупе, ни о дегте, ни о сене — ни о чем, что имело бы непосредственную связь с его жизнью.

Отношение Чехова к персонажам

Первые наброски к рассказу, как утверждается в Википедии, говорят, что изначальный замысел произведения у Чехова был более трагичным и жестоким, поскольку за основу он хотел взять реальную историю о служащем, грезившим мечтой о мундире, расшитым золотыми нитями. Наряд был куплен, но ни малейшего повода для выхода в свет «при параде» не предвиделось, а когда чиновник стал звать слуг, чтобы те просто принесли мундир для «любования», обнаружилось, что золото потускнело. Вскоре после этого чудака настигла смерть.

Крыжовник чехов

Таким образом, у главного героя «Крыжовника» был прототип, только вместо нарядного мундира чеховский персонаж мечтал о доме с садом и крыжовником.

Удивительно, как тонко автор завуалировал личное неприятие к помещикам, намекая на то, что Алехин был хоть и славным, усердным и трудолюбивым, но весьма ограниченным и примитивным человеком.

Мещанство, представленное в образах братьев Чимша-Гималайских, было совершенно чуждо Чехову, поэтому он без сомнения причислял к порокам даже попытки делать добро. Неслучайно Антон Павлович говорит об Иване Ивановиче следующим образом: «И добрые дела творил не просто, а с важностью». При этом к «добрым делам» он причислил странные выходки взбалмошного хозяина имения.

Главные темы, которые Чехов хотел поднять, тщательно вырисовывая портреты своих героев:

  • смысл жизни;
  • истинное счастье;
  • нравственность.

Очевидно, вопрос скоротечности бытия, поиска подлинных ценностей и цели существования всегда волновал писателя. Через это произведение он попытался донести свои мысли, суждения и нравственные идеалы до чуткого читателя.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector