Top.Mail.Ru

Добро и зло в «Преступлении и наказании»: ошибка Раскольникова

Герои произведения Достоевского вынуждены балансировать между двумя крайностями. Читатель с любопытством следит за ними, чтобы узнать, что они выберут в итоге. Поэтому добро и зло в «Преступлении и наказании» — это одна из главных составляющих книги, без которой она не была бы настолько увлекательна и волнительна.

«Преступление и наказание»

Анализ добрых персонажей

В книге очень мало однозначных героев. Всё здесь идёт по принципу того, что в человеке борется два разных начала. Поэтому даже название разбито на две части, по этому же принципу устроены души персонажей:

  • несчастная приёмная дочь Соня Мармеладова;
  • сестра старухи оценщицы Лизавета;
  • мать главного героя Пульхерия Александровна.

Соня Мармеладова

Сложно представить кого-то добрее Сони Мармеладовой. Живя с грубой мачехой, постоянно упрекающей её, Соня всё равно продолжала чувствовать долг перед семьёй, какой бы она ни была. Когда девушку обвинили в бездействии, та накинула на голову платок, вышла на улицу, а вернувшись, принесла домой 30 рублей. Это число выбрано не просто так, оно равно сумме, полученной Иудой за предательство.

Автор хотел показать, что Соня предала саму себя, но одновременно с этим спасла чужих детей от голодной смерти. Так продолжалось много дней. Она терпела позор, но приносила деньги мачехе, ничего не прося взамен. Если и есть добро и зло в «Преступлении и наказании», то Мармеладова однозначно добрый персонаж для литературы.

Ей даже удавалось приходить на помощь своему отцу, спившемуся человеку, виновнику её бед. Всё это можно описать, как высшую добродетель — самопожертвование.

Жертвенность Лизаветы

Жертвенность Лизаветы

Преступление и наказание, доброта́ и жестокость, аргументы в пользу зла, минусы доброты — постоянно ведётся рассуждение на эти темы, где автор предлагает читателю занять собственную позицию. Лизавета выбор уже совершила. Будучи сестрой старухи-процентщицы, она буквально попала под тиранию властной и сварливой женщины. Лиза выполняла всю работу по дому, слушалась во всём, но ничего не просила взамен. Она успевала работать, а все деньги не тратила на себя, но отдавала Алёне Ивановне.

Старуха совершенно не ценила это. Она часто оскорбляла Лизу, била её, не давала денег на самое необходимое. Казалось бы, что хорошего в такой жизни, но героиня всё равно продолжала любить свою старшую сестру.

Причина этому была одна — все деньги, которые были заработаны сейчас, после смерти старухи пойдут в монастырь. Лиза постоянно помнила об этом, и она страшно не хотела трогать даже малую часть богатств, чтобы как можно больше было передано на благое дело. Её сострадание к другим перевесило собственные нужды.

Доброта Пульхерии Александровны

Быть добрым не означает, что достаточно совершить хороший поступок или проявлять себя изредка, когда это выгодно. Здесь есть место целой системе ценностей, устойчивой в разных условиях и ситуациях. Это хорошо показано на примере матери Родиона.

Доброта Пульхерии Александровны

Она всю жизнь откладывала скромные доходы, чтобы сын получил образование и стал достойным человеком. Это давалось нелегко, нужно было экономить и ограничивать себя, если что и оставалось, то только на самое необходимое. Вся её жизнь была одной большой целью, ради которой она жертвовала собственным благополучием.

Хоть сын и не оправдывал надежд, но она даже не пыталась его упрекать. Наоборот, она лишь сильней начинала стараться. Родеон практически не замечал всего этого, будучи погружённым в свою жестокую теорию.

Анализ злых персонажей

По мнению Достоевского, если злой литературный персонаж совершил что-то плохое или намеревается это сделать, то он всё равно раскается, потому что доброта́ и милосердие — это нечто естественное, часть души человека.

Это легко увидеть на примере Родеона Раскольникова. Раскольников, добрый человек, но временно заплутавший в философских идеях и теориях. Это выражается в противоречивости проявления характера:

  • он высокомерен, но благороден;
  • постоянно угрюм, но неравнодушен;
  • одновременно эгоистичен, но добр.

Родион Раскольников

Всё портило то, что Родеон делил людей на «тварей дрожащих» и «имеющих право». Он считал, что некоторые сильные люди могут позволить себе взять силой блага других, даже если это сама жизнь. Добрые дела Раскольникова воспринимались им самим, как слабость и не ценились, а уж для других и вовсе признавались откровенной глупостью. Но когда он решился совершить убийство, то чуть не сошёл с ума от вины перед мёртвой старухой.

Ему было совершенно непонятно, почему произошло подобное, ведь он хотел поставить себя выше морали. Во многих пьесах можно увидеть подобных людей, задумавшихся о пределах возможностей. Это одна из предпосылок к тому, почему люди могут становиться жестокими.

Соня Мармеладова, которую он считал «тварью дрожащей», переступила через себя, чтобы помочь ему, сохранив свою доброту и твёрдость воли. Тем самым он смог понять, что его идея была ошибочна. После этого он решил встать на путь раскаянья. Добрые поступки Раскольникова со временем перечеркнут его ошибки.

Эгоизм Лужина

Позиция Достоевского в этом сочинении такова, что эгоизм неизбежно ведёт к большому злу. Жених Дуни постоянно прикрывался собственными интересами, даже если это приводило к нарушению приличий. Даже проблема нарушения закона его не волновала. Один из лучших примеров жестоких персонажей в литературе для егэ.

Эгоизм Лужина

Это заметно начиная с его слов по отношению к невесте. Богатый жених считал, что он и так делает большую честь девушке, принимая её в семью, а её матери там и вовсе места не найдётся, мол, и так большие растраты намечаются.

В итоге Лужин поселил невесту в таких комнатах, где просто стыдно было находиться, не то что жить на постоянной основе. Когда обстановка накалилась, он предложил выбирать между ним и нищим братом, прекрасно понимая, что у невесты ужасное экономическое положение и тяжёлое горе. И он не просто какой-то идиот, а прекрасно понимал, что делает и к чему подводит.

Но апофеозом всего стала попытка подставить Соню, обвинив её в воровстве. Это было необходимо для мести Родеону. Таким образом, Лужин не только хотел отомстить близкому человеку, но ещё и навредил абсолютно постороннему. Всё это может совершить озлобленный и несчастный человек, но ведь здесь сытый и всем довольный гражданин, занявший достойное место в обществе.

Поспешность Марфы Петровны

Марфа Петровна в романе — пример того, как зло можно обратить назад, исправив его. Увидев, как её муж заигрывает с гувернанткой, она поспешно решила, что девушка захотела увести богатого мужчину из семьи.

Она выгнала гувернантку с позором, из-за чего девушка не могла найти работу. Повесть её могла бы закончиться печально. Про Дуню все говорили, что она испорченная, а вся эта история легла чёрным пятном на репутацию семьи Раскольниковых. Увидев всё это, муж Марфы отдал жене письма, написанные Дуней в ответ на ухаживания с его стороны.

Хозяйка дома увидела, что девушка никогда не помышляла дурного, и тогда она собственноручно оббе́гала весь город, всех знакомых, где зачитала эти письма, как абсолютное доказательство в пользу репутации девушки. Она этим не ограничилась. Нашла для Дуни хорошего жениха, а ещё оставила приличную сумму в наследство.

Порочность Свидригайлова

Развращённость души — это открытая дверь для зла. Даже если человек был хорошим, то небольшой порок быстро перечёркивает всё прошлое, превращая его в монстра. Аркадий Иванович сначала попал в тюрьму за шулерство, а потом пристрастился к разврату. Он домогался крестьянок, а потом начал досаждать Дуне. В какой-то момент он избивает жену хлыстом, после чего та погибает. Потом пытается добиться Дуни силой, создав преступный план.

Порочность Свидригайлова

Лишь чудом удалось избежать ещё более печальных последствий. Каким-то образом девушке удалось достучаться до Свидригайлова, и тот отпустил её, не причинив вреда. Это также вписывается в идею Достоевского о том, что даже порочный человек не может сопротивляться доброму началу, которое восторжествует рано или поздно.

С избытком примеров жестокости и доброты хватает в «Капитанской дочке», в художественном произведении «На дне» и многих других. Русская классическая литература изобилует рассуждениями о философии морального выбора. В ней разбираются как сами понятия души и доброты, так и ошибки в суждениях антагонистов.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector