Top.Mail.Ru

Сны в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский неоднократно использовал в своих произведениях сновидения персонажей в качестве средства художественной выразительности. Помимо этого, подобные образы позволяют лучше раскрыть своих героях — сны в романе «Преступление и наказание» являются своеобразным зеркалом, отражающим истинные переживания действующи лиц.

Роман «Преступление и наказание» Достоевского

Видения Раскольникова

Образы, наблюдаемые Родионом во сне, указывают на его душевные метания, а также постепенно доказывают полную несостоятельность его гипотезы о людях полезны и бесполезных («право имеющие» и «твари дрожащие»).

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» делятся на несколько условных частей — предвидение (сновидения, приснившиеся до совершения убийства), осознание содеянного, а также раскаяние (его последнее видение о конце света).

Если кратко, то помимо важной композиционной роли сны Родиона вводятся в сочинение, чтобы показать его диалог с собственной совестью, обнажающий внутренние противоречия этого героя.

Забитая лошадь

Первый сон (глава V из 1-й части) раскрывает Родиона как двойственную личность, которая не лишена положительных качеств (сострадание к живому существу), при этом из содержания видения становится понятным, что убийство противоречит натуре героя. Проснувшись в холодном поту, юноша даже сперва отказывается от своего замысла. Краткое описание сновидения представляет собой следующие пункты:

Забитая лошадь

  • Герой видит себя в детстве, в возрасте 7 лет. Он идёт вместе с отцом и проходит мимо кабака (в 300 шагах от него расположена церковь и кладбище).
  • Услышав крики и хохот, отец и сын подошли к кабаку — там пьяные мужики хлыстом забивают лошадь насмерть («Но уж бедной лошади стали плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает»).
  • Родион пытается остановить пьяниц, однако безуспешно — животное погибает. Плачущий мальчик обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует.

Следует отметить несколько важных деталей. Во-первых, Раскольников, прежде чем кидаться защищать лошадь, хотел, чтобы его отец вмешался и спас лошадь — однако тот лишь говорил «не наше это дело сынок, пьяные шалят, пойдём отсюда». Это перекликается с образом церкви, которую Родион видел неподалёку от кабака и указывает на то, что главный герой стал сомневаться в Отце Всевышнем и в его способности устанавливать справедливость в мире.

Помимо этого, близкое расположение Божьего храма говорит о том, что спасение всегда рядом и любой грешник может его обрести, если встанет на праведный путь.

Оазис в пустыне

Накануне запланированного убийства главному герою снится, что он находится где-то в Египте и Африке, посреди жаркой и душной песчаной пустыни. Он мучается от жары и жажды, после чего натыкается на оазис с холодной водой, пальмами; вся местность поблизости усыпана разноцветными камешками и золотым песком. Этот сон Раскольникова в «Преступлении и наказании» имеет такую символику:

Оазис в пустыне

  • Райская обстановка на фоне иссушенной и безжизненной пустыни — фигуральное воплощение его мечты о создании Нового мира, в котором будут жить только полезные и добрые люди. Помимо прочего, яркость красок в этом оазисе резко контрастирует с реалиями его обыденной жизни — скучной, бесцветной и серой.
  • Холодная, голубая вода является символом очищения, жажда героя во сне — потребность души в избавлении от дурных замыслов. Но Родион просыпается, так и не успев напиться воды.
  • Неслучайно наблюдение оазиса (реализация его мечтаний) происходит именно в пустыне Египта — это указание на первый поход Наполеона, который, как известно, закончился неудачно.

Эти видения были чем-то посредине между сном и грёзой.

Важной деталью является и то, что Родион не наблюдал в пустыне ни одного человека — это предвестник его грядущего разрыва с миром и с собственной душой. Сразу после пробуждения Раскольников не пытался проанализировать увиденное — он сразу отправился убивать старуху.

Полицейский Илья Петрович

Буквально через день после осуществления своего кошмарного замысла Родион, находясь в лихорадочном состоянии, видит бредовые видения своего подсознания, которые уже показывают небольшие изменения в теории Раскольникова о полезности отдельных людей. Кроме того, в этом сне отчётливо проступает страх юноши перед разоблачение и наказанием. Пересказ 3-го сновидения выглядит следующим образом:

Третий сон Раскольникова

  • Родион слышит голоса на лестничной площадке в доме, где он убил старуху. Это пришёл Илья Петрович — местный участковый.
  • Полицейский без всякого мотива начинает избивать хозяйку квартиры, в которой живёт Родион. Это вселяет в него ужас: «Вдруг Раскольников затрепетал, как лист… Это был Илья Петрович — он здесь и он избивает хозяйку».
  • Возникновение сковывающего страха — «Стало быть, и за ним сейчас придут, потому что… верно, всё из-за вчерашнего…».

Помимо переживания за себя и свою участь, подобные видения лишний раз подчёркивают двойственную натуру главного героя. Он убил человека, который, с его точки зрения, «просто вошь, тварь дрожащая», однако в то же время Родион не приемлет насилия над другим человеком, особенно когда он становится его невольным свидетелем. Подобный личностный «раскол» у персонажа предопределяет его дальнейшую судьбу — главным судьёй для себя станет он сам.

Еще примеры сочинений по роману «Преступление и наказание»:

Повторное убийство

Четвёртое сновидение, несмотря на свой кошмарный и издевательский оттенок, является для главного героя своего рода «осознанием» или «началом очищения». Сны Раскольникова в раскрытии его характера играют ключевую роль — к этому моменту Родион больше не считает себя Наполеоном, который смело жертвует жизнями людей во имя великой цели; студент боится разоблачения, но ещё больше его пугают душевные терзания, которые усиливаются с каждым днём. Тема и суть 4-го сна вертятся вокруг его преступления:

  • Герой отправляется в квартиру к назойливой процентщице; его сопровождает какой-то человек, которой постоянно зовёт его за собой.
  • Обнаружив старуху в её доме, Раскольников обратил внимание, что она гадко смеётся над ним. Родион пытается её убить, как в первый раз, однако у него это не выходит — каждый раз, заглядывая ей в лицо после нанесения ударов, он видит, что она жива.
  • В ужасе герой убегает из квартиры. Из ниоткуда везде — и на лестничной площадке, и на улице, и в квартире — появились люди. Родион слышит их злобный и насмешливый гомон. Он пытается скрыться от них, однако ноги как будто приросли к земле.

Повторное убийство

Проснувшись, Раскольников ощутил себя как никогда «жалким и ничтожным». Именно после этого сновидения главному герою становится очевидным, что та теория, которая владела его умом и которая отравила его душу настолько, что он решился на убийство — абсолютно ложная. Всё чаще начинает преобладать чувство вины; в скором времени муки совести перевесят его страх за свою жизнь, вследствие чего Родион сам сдастся в руки правосудия.

Конец света

Последний сон Родиона является ему во время пребывания на каторге в Сибири. Видения представляли собой картины гибели человечества от моровой язвы; «ему грезилось, будто весь мир осужден в жертву какой-то неслыханной язвы. Все должны были погибнуть, за исключением некоторых избранных». Огромную роль в этом сновидении играет его размышления о пагубности своей теории, которым предавался герой во время своего заключения:

Картины гибели человечества от моровой язвы

  • Язва разносилась мелкими частицами («трихины»), которые обладали своей волей и разумом. Они вселялись в людей, делая их безумными, отчего те убивали себе подобных и даже ели друг друга. Болезнь, лишающая людей здравого рассудка — опасные идеи, которые толкают их на совершение кошмарных поступков.
  • Спасение отдельных избранных в таком мире — аллюзия на людей, «право имеющих». Раскольников в своём сне наблюдал последствия того, как его теория могла бы реализоваться не в выдуманном мире, а в реальности.
  • Но в то же время спасшиеся от язвы люди — те, кто не допустил попадание «трихинов» в свой организм; идейно «чистые» люди, которые меняют мир не искоренением зла, а преувеличением добра.

Муки раскаяния, которые испытывает главный герой, являются средством спасения его души — осознав на собственном опыте разрушительность эгоизма, высокомерия и ненависти, Родион смиренно принимает свою судьбу. За все 5 снов герой прошёл путь от отвергания Бога до его принятия — в эпилоге Родион впервые в своей жизни открыл Евангелие. Смысл последнего сна Раскольникова также заключается в том, что герой понял — любовь является ключом ко спасению, ведь только благодаря Соне Мармеладовой, готовой пожерствовать последнее на благо людей, главный герой получил шанс на искупление своих грехов.

Три кошмара Свидригайлова

Многие исследователи творчества Достоевского сходятся во мнении, что Аркадий Свидригайлов является своеобразным двойником Раскольникова. Однако, в отличие от последнего, который сохранял в себе человечность и после совершения двойного убийства, Свидригайлов был начисто лишён всякой нравственности и морали. Он тоже был носителем пагубной теории — «добро и зло относительны, всё позволено, ничто не имеет значения». К списку качеств этого героя стоит отнести такие пункты:

Кошмары Свидригайлова

  • Сладострастие (он убил свою жену и обесчестил четырнадцатилетнюю глухонемую девочку, которая впоследствии утопилась. Сообщение о её гибели никак не взволновало Свидригайлова).
  • Воспитанность, образованность. Несомненно, у него присутствует ум.
  • Гордыня.
  • Цинизм.

Функция сновидений у Свидригайлова в раскрытии персонажа не менее важна, чем у Раскольникова. Именно при наблюдении кошмарных грёз, которые предшествовали его самоубийству, у персонажа проявляются отчётливые муки совести за совершённые проступки. В этих видениях Свидригайлов внезапно осознал, каким человеком он является и это осознание было чудовищным.

Все три кошмара снились ему один за другим, так что было сложно понять, где сон, а где явь. В первом сновидении Аркадий лежал у себя в кровати и вдруг почувствовал, как по нему пробежал какой-то зверёк. Это была мышь (символ грядущих бед, а также олицетворение загубленных душ); он пытался её поймать, однако безрезультатно.

Во втором сне Свидригайлов прогуливался по природе — стоял восхитительный тёплый день. Герой везде наблюдает цветы и травы, везде очень красиво и свежо. Он увидел дом и, после того как зашёл в него, всё резко изменилось — он оказался в чёрной комнате, а перед ним стоял гроб с покойницей, мёртвой девочкой-утопленницей, одетой в белое платье. Увиденное вызвало у него приступ страха и уколы совести.

Прозрение Свидригайлова

Каждый последующий кошмар всё разрушительнее действует на эмоциональное состояние Свидригайлова. В последнем сне он видел 5-летнюю девочку, стоящую в углу комнаты. Он испытывает смесь страха и чувства сострадания — он заботливо укрывает её одеялом и укладывает спать. Внезапно он замечает, что личико девочки преображается — в её лице читается, цинизм, пошлость и разврат. Секунду спустя Свидригайлов понимает, что он смотрит на самого себя.

Именно в последнем сне Аркадий Свидригайлов прозревает (подобно Раскольникову), насколько он заблуждался, придерживаясь своей теории, стремясь жить лишь ради удовольствия, не считаясь с жизнями других людей. Однако в отличие от Родиона, у которого был свой ангел-хранитель — Соня, у Свидригайлова не было рядом человека, который бы смог увидеть в изуродованной пороками душе свет.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector