Top.Mail.Ru

Эволюция образа прекрасной дамы в творчестве Блока

Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Он писал о сложной политической обстановке в стране, о дружбе, вере и, конечно же, о любви. Образ прекрасной дамы в творчестве Блока занимает особое место. Этот символ женского начала и доброты можно встретить в десятках произведений автора. Но портрет таинственной женщины не оставался неизменным. Он менялся вместе с жизнью и творчеством поэта.

Образ прекрасной дамы в творчестве Блока

Символ добра и женственности

В начале XX века символизм становится самым популярным направлением в литературе. Для стиля характерно активное использование символики, мотивов недосказанности и таинственности. Настроение создаётся при помощи специальных художественных средств: метафор и эпитетов. К самым ярким представителям символизма в России можно отнести:

  • З. Гиппиус;
  • А. Белого;
  • В. Брюсова:
  • А. Блока.

Александр Блок

Александр Блок был поклонником Тютчева, Фета и Жуковского. В своём творчестве поэты активно использовали женский образ как символ нежности, чистоты и красоты. Существенное влияние на творчество юного Блока оказали учения русского философа Владимира Соловьёва. Основной идеей работ религиозного мыслителя был культ Души Мира, воплощённой в женском образе. Она олицетворяла вечную женственность, объединяющую Бога и земную жизнь. Кроме этого, на творчество поэта влияли события из личной жизни и политическая обстановка в стране.

На протяжении многих лет Блок был влюблён в Любовь Менделееву, дочь известного химика. Именно она является прототипом таинственной незнакомки и Души Мира в стихотворениях поэта. Образ прекрасной дамы в лирике Блока всегда противопоставлен несовершенному окружающему миру. Любая женщина в стихах автора – олицетворение добра и красоты.

Отношения между супругами не были безоблачными. Писатель часто увлекался другими женщинами. У Л. Д. Менделеевой тоже случались романы на стороне. Февральская революция и Первая мировая война повлияли на мировоззрение поэта.

Со временем женские образы в произведениях Блока становятся более «земными» и автор детально прорисовывает внешний облик героинь.

Эволюция образа дамы

Изменение портретов и характеров женских персонажей можно проследить в сочинениях «Незнакомка», «Двенадцать» и в цикле «Стихи о прекрасной даме». Анализ этих произведений позволит понять значение образа женщины в поэзии Блока.

Ранее творчество

Сборник «Стихи о прекрасной даме»

В 1905 году публикуется сборник «Стихи о прекрасной даме». Первые работы поэта наполнены юношеским романтизмом. Для героев произведений характерно отчуждение от общества, разочарование в жизни. Единственным символом надежды является загадочный образ женщины.

Александр Блок не рисует конкретного портрета. Автор называет её «ясной», «лучезарной», «озарённой». Такие эпитеты применяются неспроста. В раннем творчестве поэта представлен религиозный образ женщины. Связь женского облика с верой в Бога просматривается в самых известных стихотворениях цикла:

  • «Предчувствую тебя».
  • «Вхожу я в тёмные храмы…».
  • «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Большинство стихотворений из сборника написано в период влюблённости Блока в Любовь Менделееву. Девушка долго не отвечала поэту взаимностью, став прототипом чистой, недосягаемой дамы.

Годы революции

В более поздних произведениях Блока появляется другой образ главной героини. Небесное божество трансформируется в реальную женщину, пребывающую на земле. Новый облик дамы представлен в знаменитом стихотворении «Незнакомка».

Стих был написан в сложный для Блока период жизни. Его супруга серьёзно увлеклась поэтом Андреем Белым. Кроме этого, в стране назревал политический кризис. Многие друзья и родственники Блока покинули Россию. Александр Александрович впал в депрессию и стал частым посетителем злачных питейных заведений.

Стихотворение «Незнакомка»

В стихотворении прекрасная незнакомка таинственным образом оказывается в неблагополучном районе города. Автор позволяет рассмотреть внешний облик женщины:

  • «шляпа с траурными перьями…»;
  • «в кольцах узкая рука…»;
  • «тёмная вуаль…»;
  • «очи синие бездонные…».

Грязь в заведении и пьянствующая публика противопоставлены загадочному образу незнакомки. В стихотворении представлен конфликт реальности и мечты.

Поздняя поэзия

Александр Блок неоднозначно относился к революции. Он отказался покидать Россию, но до конца не принял советскую власть. Поэт видел негативное влияние политических событий на судьбы многих людей, в том числе женщин. Кроме этого, Блок полностью разочаровался в семейной жизни.

Образ идеальной чистой девушки постепенно уходит из творчества автора. На смену приходит строгое, а порой и жестокое описание возлюбленной лирического героя. Например, в стихотворении «В ресторане» Блок использует фразы:

  • «взор надменный…»;
  • «намеренно резко ты сказала…»;
  • «рванулась движеньем испуганной птицы…».

Стихотворение «В ресторане» Блок

И всё же поэт продолжает восхищаться прекрасной дамой, сравнивая её со сном. В позднем творчестве А.А Блок отождествляет женщину с Родиной. Но, в отличие от других поэтов, он сравнивает её не с матерью, а с возлюбленной или женой. В таблице представлена эволюция образов женщины в творчестве поэта.

«Вхожу я в тёмные храмы…» «Незнакомка» «Двенадцать»
год опубликования 1902 г. 1906 г. 1918 г.
описание внешности отсутствует есть описание наряда и частично внешности подробное описание телосложения, внешности, одежды
восприятие религиозный образ недосягаемой красоты и чистоты представлен положительный образ реальной женщины бытовой образ героини

В поэме «Двенадцать», презентация которой произошла в 1920 году, автор полностью отказывается от описания загадочной дамы. Блок перестаёт рассматривать женщину как образец непорочности и добра.

Он подробно описывает Катеньку, резко критикует её образ жизни, обвиняет в гибели офицеров. Но в её образе не наблюдается пренебрежительного отношения автора. Напротив, Блок сочувствует героине, которой пришлось пройти через суровую российскую реальность.

Таинственный портрет женщины навсегда стал символом мечты, женственности и божественного начала. Какими бы чертами ни была наделена героиня, она всё равно оказывается выше окружающей действительности.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Посмотрите, это интересно!
загрузка...
Adblock
detector