Top.Mail.Ru

Образ дороги в поэме «Мёртвые души»

Николай Васильевич Гоголь придавал огромное значение символам, которые не только способствуют лучшему раскрытию смысла произведения, но и зачастую указывают на мнение автора к происходящему. Яркий тому пример — образ дороги в поэме «Мёртвые души», которая некоторыми литературными критиками приравнивается по важности к любому из действующих персонажей.

Поэма «Мёртвые души»

Символ странствий в творчестве писателя

Как неоднократно признавался сам Гоголь, «в дороге у меня обыкновенно развивается содержание; почти все сюжеты я обделывал в дороге». Всякий раз, когда в жизни Николая Васильевича случались тяготы и невзгоды, он садился и уезжал, куда глаза глядят. Становится понятным роль путешествий в жизни Гоголя — поездка помогала писателю избавиться от хандры и плохого настроения, заряжала оптимизмом и давала вдохновение для творчества. Неудивительно, что образ дороги в художественных произведениях и сочинениях Гоголя появляется неоднократно:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством», «Утопленница», отдельные отрывки из «Сорочинской ярмарки»).
  • «Ревизор».
  • «Нос».
  • «Вий».
  • «Шинель».

Дорога обозначает жизненный путь героя

Тема пути служит у писателя не только композиционным средством, связывающим происходящие в произведении события между собой, начиная со вступления и заканчивая финалом поэмы. Дорога практически всегда означает внутреннее развитие главного героя, и, вместе с тем, она отражает стремление самого автора к движению. Гоголь справедливо полагал, что застой в жизни недопустим, поэтому каждому человеку необходимо во что бы то ни стало продолжать идти вперёд.

Следует также отметить и христианское значение этого символа у Николая Васильевича. Дорога непременно должна вести человека к определённой высшей цели, и, с позиции Гоголя, жизнь каждого человека есть движение к Всевышнему. В каждом человека должна быть динамика к развитию — от простого к сложному, от низкого к высокому, от отвратительного к прекрасному.

Интересно, что писатель изначально планировал написать 3 тома своей поэмы (по аналогии с «Божественной комедией» Данте, в котором присутствует 3-частная структура — ад, чистилище и рай).

Согласно планам Гоголя, Чичиков должен был во втором томе (соответствующему чистилищу) осознать своё моральное падение и начать исправление, тогда как 3-й том ознаменовывал бы нравственное возрождение героя. В этом контексте дорога обозначает жизненный путь героя; пока путь не кончился, жизнь продолжается, а это значит, что надежда на лучшее остаётся.

Лирическое отступление

Известно, что в первоначальном варианте поэмы Гоголь планировал показать Россию «хотя бы с одного бока». Однако позже автор решил, что «нет! Вся Русь отразится в нём!». Дорога помогает писателю создать эту удивительную панораму человеческих характеров — помещиков, крестьян, чиновников и обывателей небольшого городка. Одновременно с путешествием Павла Ивановича по городу N, путешествует и читатель. Наиболее ярко автор выразил своё отношение к странствиям в лирическом отступлении главы XI (уже после посещения всех ключевых персонажей):

Чичиков любуется пейзажем

  • Описание пейзажных красот и особенностей природы при путешествиях по стране: «Как она чудна, эта дорога — ясный день, осенние листья, холодный воздух…»
  • Дорога даёт возможность человеку перевести дух от повседневных событий и найти себе время для размышлений над важными вещами: «Сияние месяца там и там — как будто белые полотняные платки развесили по мостовой и улице. А ночь! — Какая ночь совершается в вышине! А небо, далёкое, необъятное, высокое, звучное и ясно раскинувшееся! Сколько раз я, погибающий, хватался за тебя, когда тонул и погибал…»
  • Передача зримого образа России и быта людей, живущих в самых разных условиях: «Бричка меж тем повернула в более пустынные улицы — потянулись сплошные длинные деревянные заборы, которые предвещали конец города. И вот по обеим сторонам дороги потянулись пешеходы в протёртых лаптях, деревни с самоварами, бабами и бородатым хозяином, чинимые мосты, неоглядные поля…»

Интересно, что это лирическое отступление является последним в поэме — оно как бы подводит итоги первой половины жизни Чичикова и готовит читателя к знакомству с биографией главного героя. Пейзажи, наблюдаемые во время пути, поражают своей поэтичностью и жизненностью. При этом формальное описание природы деревни и её окружения говорят об увядании и разорении крестьянского сословия значительно больше, чем формальные рассуждения и доклады.

Чичиков спрашивает дорогу

Следует также отметить тот факт, что у Чичикова, по описанию автора, дорога нередко петляла, кружила и путала. Это говорит не только о нелёгкой судьбе главного героя, но ещё и символизирует решения, которые он принимает или готовится принять. Таким образом, Гоголь подчёркивает своё отношение к неправедным целям и желаниям Чичикова, который хотел нажиться на продаже мёртвых душ.

Немаловажно, что герой (согласно его биографии) уже неоднократно делал попытки разбогатеть нечестным путём; все начинания заканчивались крахом, как бы намекая, что не тот путь выбрал себе Павел Иванович.

Маршрут Чичикова в городе N

Существует интересный анализ дороги, сделанный исследователями творчества Гоголя; согласно ему выходит, что дорога XIX века, представленная в поэме писателя, на 90% состоит из ухабов и кочек, покрытых мусором, грязью, шлагбаумами и шаткими деревянными мостами. Сам Чичиков, как известно, во время дороги не любил рассматривать окрестности — ему нравилась быстрая езда, что также может говорить о склонности не замечать настоящей жизни и жить ложными целями.

Об этом также может говорить привычка Павла Ивановича добираться до различных мест в городе не по прямой дороге, а закоулками или тёмными улицами. Таким образом, мотив дороги в «Мёртвых душах» хорошо характеризует ключевые душевные качества героя.

Путешествие к владельцам поместий

Странствия Чичикова и его последовательное знакомство с помещиками предваряется описанием дороги, а также природы, что лежит на пути к этим персонажам. Окружающая среда, предметы быта, а также характер самой поездки являются дополнительными штрихами к портрету и без того колоритных владельцев поместий. Встречи с ними будет полезным вспомнить в хронологическом порядке:

Поездка к Манилову

Поместье Плюшкина

  1. Поездка к Манилову. Описание природы при этом было затруднено тем, что «все виды похожи одни на другие». Это соответствует характеру слащавого помещика, а также трудности в составлении его портрета — человек практически не имел никаких запоминающихся черт, а его образ уплывал из памяти сразу же после того, как покинуть дом. Помимо этого, сама дорога укачивала Чичикова, как бы предвосхищая грядущую встречу.
  2. Встреча с Коробочкой. Встреча главного героя с этой помещицей происходит случайно — первоначально Чичиков намеревался встретиться с Собакевичем. Путь к деловитой и энергичной женщине был непростым — Павел Иванович едва не попал в серьёзную передрягу на дороге (перевернулась его бричка). Это подчёркивает те непростые деловые отношения, которые сложились у Чичикова с Коробочкой — она всячески пыталась не продешевить с продажей такого «ценного» товара, как мёртвые души.
  3. Знакомство с Ноздрёвым. Цитата из лирического отступления в 4-й главе хорошо описывает характер Ноздрёва — «человек высоких чинов, отличающийся непорядочностью и имевший страсть нагадить ближнему просто так, ради удовольствия». По дороге к нему автор специально не указывает никаких описаний крестьянских деревень и построек — это указывает на полное безразличие и равнодушие помещика к своим подданным.
  4. Торги с Собакевичем. Характерно, что по пути к этому колоритному и неприступному помещику кучер Чичикова сбился с дороги, отчего они лишний час плутали по бездорожью. Тем самым автор намекает, что этот путь — тоже ложный для жизни Павла Ивановича.

Визит к Плюшкину. Чичиков по дороге к богатому помещику наблюдает невероятную разруху и запустение — указание на то, что наличие большого состояния вовсе не гарантирует человеку счастья, не говоря уже про внутреннее развитие.

Таким образом, на примере путешествия главного героя читатель сразу же может понять не только о возможных результатах его переговоров с помещиками, но и догадаться о том, чем закончится вся эта мошенническая эпопея. Образ дороги в «Мёртвых душах» не только сопровождает читателя ко всем действующим лицам, но и подводит итог в конце поэмы — Чичикову нужно изменить свои жизненные приоритеты, ведь в противном случае его будет ждать «превращение» в одного из этих помещиков.

Аварии и происшествия

Помимо поездок, с Чичиковым приключилось несколько необычных историй непосредственно в дороге. Первая связана с аварией, в результате чего герой оказывается дома не у Собакевича, а у Коробочки. Любая неполадка в пути издревле считалась предупреждающим знаком свыше — сама судьба пытается отклонить человека от выбранного им пути.

Столкновение коляски Чичикова с другой коляской

Второе происшествие произошло прямо в городе N — если кратко, бричка Чичикова столкнулась со встречной коляской, в которой находилась очаровательная дочка губернатора. Это единственный момент в поэме, где Гоголь показал, что душа главного героя пока ещё не «омертвела» и способна чувствовать — Павел Иванович буквально окаменел при виде девушки, а его мысли спутались.

Наконец, ближе к концу поэмы, после провёрнутой аферы, Чичиков собирался удрать из города. По дороге он наткнулся на похоронную процессию (умер прокурор), которая временно преградила ему путь. Эта символическая сцена является очередным знаком, указывающим, что главному герою необходимо отказаться от выбранного им направления. Встреча со смертью неминуемо должна наводить на мысли о бренности жизни и о своём предназначении в ней.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector