Top.Mail.Ru

Статья Дмитрия Писарева о романе Ивана Гончарова «Обломов»

Блестящее произведение И. А. Гончарова, опубликованное в 1859 году, было встречено русскими литературными критиками как значительное общественное событие. Д. И. Писарев о романе «Обломов» высказался в духе собственной концепции философского реализма: «Мое дело — обратить внимание читателя на те факты, которые всего более дают материалов для размышления».

Роман Ивана Гончарова «Обломов»

Основная идея

По мнению Дмитрия Ивановича, в «Обломове» обозначена не мелкая и сугубо художественная, а глобальная общечеловеческая проблема, связанная с психологией личности. И. А. Гончаров ставит перед читателем сложную задачу, которую возможно решить только при определенных исторических обстоятельствах и явлениях, формирующих национальный характер.

Развитие губительной болезни, именуемой апатией

Автор предлагает думающим людям проследить за формированием и развитием губительной болезни, именуемой апатией. Необходимо тщательно изучить ее почти «мертвящее» влияние на ум, душу и лучшие чувства человека. Главный замысел писателя заключается в достоверном изображении мирного и покорного недуга, усыпляющего жизнь.

О целостности идеи кратко можно сказать, что она без каких-либо вводных обстоятельств, посторонних сюжетов от начала до последней главы произведения развивается самостоятельно, не прерываясь «побочными» происшествиями. А вопросы, поднятые писателем, касаются каждого человека, имеющего подлинные чувства.

В критической статье Писарева «Обломов» характеризуется как глубоко продуманный роман без единой случайности. Композиция строго подчиняется лишь одной главной идее о мирной по природе и покорной по воздействию апатии, которой автор дал название «обломовщина». Это болезнь, определяющая жизнь не только каждого человека, но и всего общества.

Еще статьи по роману «Обломов»:

Характеристика главного героя

Илья Обломов — центральный образ романа, созданный Гончаровым путем совмещения совершенно разных жизненных направлений, указывающих на формирование личности в противоречиях. С одной стороны, Илюша был воспитан в худших барских традициях, а с другой — получил прекрасное образование, позволяющее задумываться о явлениях, присущих миру во всей его сложности.

Читатель может обнаружить своеобразное отношение в критике Писарева к Обломову, сопровождающееся глубокими философскими замечаниями и рассуждениями. Критик подчеркивает важные моменты воспитания, оказавшие влияние на характер персонажа.

 Илья был изнежен, избалован в детстве

Дмитрий Иванович обращает внимание, как, будучи ребенком, Илья был изнежен, избалован и огражден от опасностей, трудностей и любой деятельности, требующей приложения усилий. Взросление мальчика прошло в неосмысленной умственной дремоте, которая была свойственна его родителям. Так появились первые ростки «ленивой болезни».

К серьезным ошибкам воспитания Писарев отнес:

  • подавление порывов резвости;
  • осуждение любознательности;
  • потакание прихотям и капризам;
  • чрезмерную опеку.

Молодой человек вырос безынициативным, физически слабым и инертным. С юных лет он уже был равнодушен к окружающему миру, имея собственные нравственные взгляды и принципы существования. В рамках концепции этой мирной апатии и рассуждает Писарев о романе. Обломов у него — не только изнеженный бездельник, но и убедительный философ. Илья Ильич действительно смог уверить себя в том, что он мыслитель и наблюдатель.

«Обломовская» лень заключалась не в примитивном отказе от всех видов деятельности. Она имела силу закона в его внутреннем мире.

Краткий анализ истории его детства и юности позволяет понять, что жизнь не требовала от него никакого движения, не бросала вызов, не ставила в сложные обстоятельства. От бытовых тягот он был защищен слугой Захаром, а от финансовых трудностей — родительским капиталом, избавляющим от необходимости трудиться. Таким образом, сложились тепличные условия для развития страшной болезни — апатии.

Образ Штольца

Образ Штольца

В противовес главному герою И. А. Гончаров изображает Андрея Штольца. В отличие от Обломова, обрусевший немец рос в строгости. Принципиальной позицией его родителей было воспитание гармоничной личности. Ребенка с детства приучали к самостоятельности, предоставляя свободу, требующую принятия волевых решений и непременных действий. Отец учил ребенка практичности, а мать, будучи потомственной русской дворянкой, заботилась об эстетическом развитии дитя.

Штольц постепенно научился разумно пользоваться жизненными возможностями и трезво оценивать явления современного ему мира. Сначала читателю может показаться, что характер предприимчивого человека слишком холоден и суров. Но при более близком знакомстве с этим героем становится понятно, как его критическое мышление вкупе с разумными действиями сглаживает некоторые недостатки.

Среди важных качеств Андрея Штольца Писарев отмечает:

  • твердость воли;
  • ясный, практичный ум;
  • уважение к возвышенному и прекрасному.

Критик делает акцент на том, что таких людей, не дающих воли страстям, способных к самоанализу и полезной деятельности, крайне мало в обществе. Их ценность очень велика. Холодность он относит только лишь к убедительному доказательству самодостаточности.

Любовь для Штольца тоже сопряжена с рассудочностью. В статье Писарева про Обломова несколько раз подчеркивается противоположность взглядов Ильи и Андрея. Для первого любовь — высокое, духовное, возвышенное чувство, для второго — практичный союз уважающих друг друга людей, где нет места служению идеалам.

Любовная линия

Дмитрий Иванович дал интересную оценку теме любви, поднятой в романе на недосягаемую высоту. В конспекте своей критической статьи Писарев связал успех построения любовного сюжета с «полным и тонким знанием человеческой природы вообще и женской в особенности». Образ О. С. Ильинской буквально очаровывает читателя невыразимой прелестью и реалистичностью.

Личность Ольги Сергеевны близка и понятна любому человеку, поскольку у нее нет выдающихся достоинств и впечатляющей внешней красоты, чтобы предстать в образе роковой соблазнительницы, невольно ломающей судьбы влюбленных мужчин. Оля была обыкновенной, но ее выделяли среди тысяч похожих девушек естественность и осознанность.

Ольга Ильинская и Обломов

Именно эти качества «бросали оригинальный колорит на все ее действия, движения и слова». Ильинская является женщиной будущего, поскольку ей присуще острое чувство гражданского долга, а также умение ясно и изящно мыслить.

Именно встреча с Обломовым и неожиданная любовь к умному слабому человеку поспособствовала мощному духовному развитию героине. Каждая новая деталь в их отношениях дарит Ольге бесценный жизненный опыт и совершенствует характер.

Сначала Гончаров изображает ее любовь как идею спасения Ильи от апатии и страха перед действительностью. Затем гуманный порыв перерождается в глубокое разочарование, которое впоследствии даст серьезный толчок к пониманию истинного любовного чувства к Штольцу — близкому ей по духу и образу мыслей.

Романтическое чувство Обломова к Ольге

Романтическое чувство Обломова очень ярко вспыхнуло. Он влюбился в смышленую Олю, как мальчишка, и даже на какое-то время проснулся от «ленивой дремоты», построил планы, которым не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку любовь быстро угасла, как огарок свечи.

Болезнь души снова парализовала волю. Илья Ильич вернулся в плен «обломовщины». Ольге не удалось спасти убежденного философа.

Болезнь времени

Гончаров очень точно показал глухую борьбу человеческой природы и долга. Главного героя он наделил сильным умом и пониманием сути жизни и личных обязанностей. Дмитрий Иванович приводит цитату автора о внутреннем конфликте Ильи Ильича: «Он понял умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, труде и деятельности».

Лень Обломова

Нежелание трудиться, отсутствие желания творить, отвечать вызовам времени — пороки, которые Обломову удавалось оправдывать с помощью собственной философской системы о пустоте существования. Праздность сделала его совершенно слабым физически и духовно. Его чувства как будто атрофировались, а бессилие, вызванное тяжелой апатией, не позволяло найти цель и достигнуть ее. Даже краткий период пробуждения под воздействием чистого чувства не помогает Илье сдвинуться с места. Он утратил способность действовать, разочаровался и пустил жизнь на самотек.

Слова Д. И. Писарева о романе «Обломов» оказались пророческими. Произведение до сих пор не утратило актуальности, а болезнь времени никуда не исчезла. Вопрос, зачем трудиться и жить, для многих остается нерешенным и продолжает истощать силы, мучая умы людей. Стоит ли сочувствовать беднягам, подверженным «ленивому недугу»? Проблема остается открытой.

В статье Писарев призывает читать роман всех, кто хочет разобраться в причинах, содержании и последствиях «обломовщины». Особенно рекомендует ознакомиться с блестящим литературным трудом барышням, считая, что им будет полезно последовать примеру Ольги Ильинской, узнать о развитии естественного здорового чувства и закалке характера в истинной любви. К тому же поэтически-прекрасное произведение благотворно повлияет на эстетическое воспитание молодых девушек.

Объективность и беспристрастность критики Д. И. Писарева дает возможность лучше осознать силу художественного высказывания И. А. Гончарова, а также понять, насколько велико значение романа «Обломов» не только для русской литературы, но и для жизни в целом.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector