Top.Mail.Ru

Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»

В процессе анализа произведения «Горе от ума» жанр этой комедии и его определение может вызывать много сложностей. Являясь новаторской, пьеса Александра Сергеевича Грибоедова разрушила и отвергла множество принципов классицизма. В своей основе она имеет любовную интригу, но одновременно с ней развивается социальный конфликт. Здесь автор поднял вопросы чинопочитания, коррупции, карьеризма, образования, лживости.

Горе от ума анализ

История написания

Творческая история создания комедии начиналась за пределами России. Грибоедов приступил к написанию пьесы в Тифлисе во время дипломатической поездки в Персию. Первым материалом послужили беседы писателя с его знакомой Евгенией Греховой о жизни дворянского общества в Москве. Замысел произведения долго будоражил воображение дипломата. Работа продолжалась уже в столице России, когда Грибоедов писал комедию на основе личного опыта общения с дворянами.

Интересные факты о написании пьесы дополняют ее историю:

Грибоедов

Жанр произведения горе от ума

  1. В процессе создания комедии писатель вдохновлялся творчеством Мольера, пьесы которого порицали порочное общество Франции.
  2. Значение произведения «Горе от ума» для литературы настолько огромно, что не редко писатели после смерти автора делали отсылки на его комедию. К примеру, Толстой в «Войну и мир» добавил героя из пьесы — вольнодумца графа Федора, который порицал фамусовское общество. Именно к этому человеку едет Безухов, разделяющий взгляды революционеров.
  3. Первым слушателем комедии являлся И. Крылов, который сказал, что в его времена Грибоедова за эту пьесу неминуемо бы ждала ссылка.
  4. При жизни Грибоедова пьеса ни разу не была поставлена на театральной сцене, поскольку цензура не разрешала ее публиковать.
  5. Затем, когда произведение начали ставить в театре, множество актрис не хотели играть роль Софии, считая ее неприличной. Ночная встреча с Молчалиным их сильно смущала.

Но самое удивительное произошло непосредственно с автором. На одном из литературных вечеров писатель выслушал множество возмутительных речей от присутствующих и пришел в ярость — он выговорил много неприятных слов приглашенным, обличая их в безграмотности. Один из находящихся гостей выкрикнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта новость тут же разлетелась по городу, и на следующий день к Грибоедову приехало множество знакомых, чтобы справиться о его здоровье.

Писатель в негодовании сказал: «Я им докажу, что я в своем уме. Я в них пущу комедией, впишу в нее все, что произошло в тот вечер: им не поздоровится. Замысел у меня уже появился, и я чувствую, что пьеса будет хорошая».

Такое было отношение Александра Сергеевича к своей комедии.

Своеобразие произведения

Театр считается наиболее консервативным из всех разновидностей искусства, потому, когда литературе в основном присутствовал реализм и романтизм, на сцене развивался классицизм. Комедия Грибоедова объединила в себе все эти черты жанровых направлений. «Горе от ума» по своей форме является классицистической пьесой, но реалистичные диалоги и проблемы, которые относились к России XIX столетия, сблизили ее с реализмом, а романтический персонаж (Чацкий) и его конфликт с обществом — отличительная особенность романтизма.

У Грибоедова получилось гармонично соединить противоречивые элементы в одно целое благодаря тому, что писатель был великолепно образован с учетом того времени, регулярно посещал разные страны и читал книги на многих языках, потому знал новые веяния в литературе раньше остальных. Он не входил в круг драматургов, работал в дипломатической миссии, а поэтому его сознание не было привязано к различным стереотипам, мешавшим другим экспериментировать.

Жанр горе от ума

Жанровая принадлежность и композиция

Писатель утверждал, что «Горе от ума» — комедия, но так как в произведении часто отмечаются драматические и трагические элементы, его нельзя отнести только к комедийному направлению. В первую очередь, нужно обратить внимание на окончание пьесы: оно трагическое. Сейчас «Горе от ума» можно определить как драму, однако в XIX столетии это разделение отсутствовало, потому ее относили к «высокой комедии».

Пьеса была неоднозначной, она создавалась из уже находящихся литературных и театральных клише, именно по этой причине ее оценили как современники Грибоедова, так и сегодняшние читатели.

Произведение горе от ума

В произведении выделяют несколько конфликтов:

  • общественный (противоборство поколений разных эпох, Чацкого и «фамусовского общества»);
  • частный (любовный сюжет).

Так как пьеса отчасти относится к романтизму, можно утверждать, что в ней описан романтический конфликт личности и общества.

Одно из правил классицизма — единство событий, это подразумевает причинную и следственную связь эпизодов и действий. В этом произведении этот момент ослаблен, зрителю может показаться, что чего-то серьезного не случилось: все персонажи расхаживают туда-сюда, общаются, внешнее действие происходит монотонно. Но драматизм и динамика обусловлены именно диалогами действующих лиц, пьесу нужно слушать, только так можно уловить напряженность происходящего, а также весь смысл постановки.

Горе от ума

Композиция построена по законам классицизма. Если комедийные произведения авторов XIX столетия описывали конкретные пороки, то сатира Александра Сергеевича была обрушена на весь консервативный жизненный уклад. Карьеризм, грубость, солдафонство, бюрократия и жесткость — все это было в России в то время:

  • московское общество с беспринципностью в делах и показными пуританскими моральными ценностями изображено в образе Фамусова;
  • угодливость и двуличность чиновников — в Молчалине;
  • зашторенное сознание и бездумный военный карьеризм — в Скалозубе.

За счет второстепенных героев зритель знакомится с разными типами людей «фамусовского общества». Многоликая клюка впитала в себя всю глупость, лживость и пошлость, которому общество уступает и поклоняется.

Новаторство Грибоедова

В произведении, которое непосредственно писатель считал комедией, описаны самые насущные проблемы того времени. Грибоедов поднимает такую проблематику:

  • несовершенный правительственный аппарат;
  • несправедливость крепостничества;
  • проблема образованности;
  • невежество.

Горе от ума жанр

Также писатель добавил, казалось бы, в комедийную пьесу насущные споры об институтах, о цензурной деятельности, о присяжных.

Нравственные аспекты, не менее важные для Грибоедова, породили гуманистический пафос. Он описал, как под давлением «фамусовского общества» погибают лучшие качества в людях. Например, у Молчалина есть положительные характеристики, но ему приходится жить по законам Фамусова, в противном случае у него никогда не получится достигнуть успеха. Именно по этой причине «Горе от ума» занимает отдельное место в литературе: здесь описываются невыдуманные жизненные ситуации и настоящие конфликты.

Композиция имеет классицистическую структуру: говорящие фамилии главных героев, длинные монологи, соблюдение трех единств. Содержание — реалистическое, потому спектакль и сегодня популярен во многих театрах. Персонажи не являются олицетворением одного порока или добродетели, как до этого воспринимали жанр классицизма, писатель их развил разносторонне, в их характерах есть положительные и отрицательные качества.

Горе от ума кратко

К примеру, критики нередко называют Чацкого глупым или очень импульсивным персонажем. София невиновна, что за продолжительное время его отсутствия влюбилась в человека, который находился рядом, а Чацкий тут же в истерике обличает все вокруг, ревнует и обижается лишь из-за того, что его бросила девушка.

Нужно выделить разговорный язык произведения, когда у всех персонажей присутствуют определенные речевые обороты. Эта идея осложнялась тем, что пьеса создана в стихах, однако писатель смог создать эффект непринужденного разговора. Еще в 1826 г. литературовед Одоевский говорил: «Практически все стихи пьесы стали пословицами, и я нередко слышал в обществе цитаты, где основную часть составляли стихотворения Грибоедова».

Нужно выделить говорящие фамилии в произведении: к примеру, «Скалозуб» — переделанное слово «зубоскальство», которое обозначает грубое поведение в обществе, «Молчалин» — скрытная и лживая натура.

Отношение критиков

Произведение восторженно встретили в русском обществе, тем более в среде декабристов, идеалы которых оно и выражало. Но некоторые знаменитые драматурги высказывали и определенные претензии к пьесе.

Пушкин положительно отозвался об этой комедии, указывая, в первую очередь, на героев фамусовского общества. Но писателю не понравился образ Чацкого, он считал его очень плоским. Александр Сергеевич увидел в нем не отдельного героя, а только продолжение непосредственно Грибоедова в произведении.

Кратко горе от ума

Белинский считал образ Чацкого совершенно неудачным. Особенно его раздражала наивность и инфантильность этого персонажа, в этом он не увидел реальных действий. Чацкий, по его мнению, такой же самодовольный дворянин, как люди, которые находятся рядом с ним.

Гончаров выступил на защиту Грибоедова: «Роль Чацкого — страдательная, герой сломлен давлением старой силы, нанеся ей при этом смертельный удар качеством новой. Он обличитель лжи, затаившийся в пословице: один в поле не воин».

Актуальность сегодня

Сегодня многие зачастую используют фразы из «Горя от ума», сами этого не зная. Фразы «и дым отечества нам сладок и приятен», «счастливые часов не наблюдают» — все эти популярные фразеологизмы знает каждый человек.

Произведение актуально благодаря легкому афористичному стилю написания Грибоедова. Автор одним из первых создал комедию на простом русском языке, на котором разговаривают и размышляют люди и сейчас. Напыщенная и тяжеловесная лексика того времени не запомнилась современникам писателя ничем, однако его новаторский слог остался в языковой памяти обычного народа. Произведение «Горе от ума» актуально и в XXI столетии, поскольку многие говорят в повседневной жизни цитатами из этой пьесы.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector