Top.Mail.Ru

История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Прекрасная пора увядания природы воспета многими русскими поэтами, с творчеством которых знакомятся в школе. Изучение произведений обогащает внутренний мир и расширяет кругозор учеников. Над анализом стихотворения Лермонтова «Осень» ребята работают в пятом классе. Справиться с заданием помогает знакомство с содержанием литературного труда, его разбор и самостоятельная оценка.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень»

История создания произведения

В раннем творчестве Михаил Юрьевич постоянно обращался к теме русской природы. Исследователи полагают, что поэт стремился оттачивать мастерство стихосложения, поскольку в старшем возрасте пейзажная лирика его не интересовала. Взрослый поэт кратко подчеркивал, что любование окружающим миром — удел романтичных натур, которые не сталкивались с суровой правдой жизни.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Ранняя поэзия автора интересна отождествлением настроения лирического героя и описываемых им перемен в окружающей среде. Используя образный параллелизм, он представлял природу важным действующим лицом. Осень пробуждала в его одинокой меланхоличной натуре чувство единения и восторженный трепет.

Стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели» написан в 1928 году. Автору в это время было только четырнадцать лет, он обучался в пансионе и еще не определился в жизни. Друзья по учебному заведению отмечали, что юный Миша был задумчив, часто ходил с книжками и при любой возможности читал. Свободные часы он проводил уединенно, посвящал стихосложению. По поводу существующего стихотворения у современников есть два мнения:

  1. Текст произведения не завершен. К этой позиции склоняются создатели «Лермонтовской энциклопедии». Поводом так считать было отсутствие листа с автографом автора.
  2. Полное произведение не сохранилось. Вероятно, Лермонтов самостоятельно вырвал лист с финалом. Скорее всего, что-то в тексте не понравилось поэту.

Лермонтов строго относился к своим работам. Для первого сборника он выбрал несколько ярких поэм и памятных лирических миниатюр. Стих «Осень» оказался в их числе. Он написан простым языком, без замысловатых фраз и таинственных образов.

Помимо природы и героя, который созерцает ее творения, других героев в произведении нет. Хорошо показаны образы блеклого дня и туманной ночи. Темное меланхоличное время приносит ощущение прихода зимы.

Краткий разбор

Проводя анализ стихотворения «Осень» Лермонтова, следует отметить высокий уровень художественности произведения. Поэт описывает русскую природу в межсезонье такой, какой ее видит. Жаркое и беззаботное лето осталось в прошлом. Его сменили пасмурные дни, в которые не хочется выходить из дому людям, а звери спешат укрыться в норах. Используя антитезу, автор противопоставляет мрачную зелень русских елей пожелтевшему ковру листьев. Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» рекомендуется проводить после знакомства с текстом произведения:

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

  1. История лирической работы. Текст написан в 1828 году в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны. Дата публикации — 1829 год.
  2. Тема. Наступление поздней осени и связанные с этим перемены в окружающем мире.
  3. Композиция. Единой строфой объединены три четверостишия, в которых рассказано об увядании природы в меланхолическом настроении.
  4. Жанр. Лирический, описательного характера.
  5. Размер. Четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
  6. Средства выразительности. Используются метафоры — «ели зелень… хранят», «месяц поле серебрит». Эпитеты — «поникшие ели», «отважный зверь», «тусклый месяц». Олицетворение — «листья кружатся и летят».

Подробный анализ

Стихотворение полностью соответствует канонам пейзажной лирики. Автор изображает череду последовательных картин, которые отражают его переживания по поводу прихода осени. Кажется, словно его зарисовки заботливо собраны в блокнот. Стоит открыть первую страницу — и читателя ждут иллюстрации к каждой описываемой строке.

Талант Лермонтова в юные годы блистательно проявился в коротком, но очень содержательном произведении. Автор описал увядание природы с помощью традиционных образов — листопада, окончания полевых работ, туманов, холодных ночей и пасмурных дней.

Внимательные читатели заметят отсылку к философскому осмыслению жизни и смерти. Естественная смена времен года вызывает у автора не особенно приятные раздумья и трепет перед неизвестным будущим, ощущение щемящей тоски.

Стихотворение «Осень»

Полноценный анализ произведения затруднителен, поскольку оно не окончено. Рассматривая его в том виде, в котором оставил автор, можно отметить кольцевое строение. Первая и предпоследняя строчки включают слово «поле». В начале работы описываются осенний день и листопад, в конце — туманный ночной пейзаж.

В произведении присутствует сквозная антитеза, в которой описаны противопоставления осеннего дня и ночи, а также картинка яркого сравнения ушедшего лета с наступившей унылой порой («Уж не любит… пахарь отдыхать… от полуденных трудов»). Присутствует противопоставление оттенков листвы (пожелтевших и мрачной зелени).

Ритмический строй произведения формируется инверсиями. Прямой порядок слов есть только в двустишии:

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Изобразительные средства сменяют друг друга и помогают прочувствовать цикличность жизни. Лето переходит в осень, а день — в ночь. Юному поэту удалось это тонко прочувствовать и передать свои ощущения читателям.

Смысл произведения каждый определяет сам. Кто-то в его плане противопоставляет борьбу двух начал — жизни и смерти, тепла и холода. Кому-то в нем представляется гармоничная смена времен года. Вероятно, четырнадцатилетний автор хотел изобразить вечный круговорот событий, над которым не властен человек. Увядание дает толчок к новой жизни, и только природа регулирует этот цикл.

Пример творческой работы в школе

«Осень» написана М. Ю. Лермонтовым в четырнадцать лет. В годы юности поэт часто искал вдохновение в природе. Идеи приходили к нему, когда он отдыхал от учебы в родовом имении бабушки под Москвой. В годы юности поэт остро переживал невозможность общения с отцом. Из-за этого он был раздражительным, его часто посещало чувство разочарования и бессмысленности жизни.

Душевный настрой поэта хорошо отражен в произведении «Осень». Оно не имеет отношения к определенному персонажу и выражает только то, что чувствовал автор. Пора увядания природы не была им любима. Он замечал ее очарование, однако видел и признаки конца очередного цикла в жизни растений, животных.

Творческая работа в школе

Темная и сырая пора поэту намного ближе, чем яркая роскошь опадающих листочков с деревьев. Он хорошо описывает поникшие русские ели с тяжелыми зелеными лапами, тусклое свечение молодого месяца в туманном небе. Нависшая скала, которая казалась прибежищем от солнца летом, выглядит мрачной, готовой вот-вот обрушиться.

Наблюдая за природой, лирический герой делает собственные выводы. Ему открываются невзрачные краски природы.

Он замечает главное — с приходом осени ритм жизни замедляется, а к зиме мир замирает. Люди и дикие животные спешат к теплу, пахарям не нужно трудиться в поле в знойный полдень.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Оно воспринимается на одном дыхании, позволяет читателям ярко представить все, что хотел сказать автор. Опорные слова произведения — «поникли», «тускл», «мрачную», «не любит». Они формируют эмоциональный фон произведения и создают тягостное ощущение потери, о которой автор предпочел умолчать.

Выполненные школьниками рисунки к стихотворению Лермонтова «Осень» позволят более точно представить настроение автора во время написания произведения. Они дополнят анализ и позволят выразить собственное отношение к работе юного поэта.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector