Top.Mail.Ru

Краткое описание детства Чичикова в поэме «Мертвые души»

В произведениях Гоголя главные герои, как правило, предстают перед читателем вполне сформировавшимися личностями, имеющими устоявшуюся жизненную позицию и занимающими определенное социальное положение. О прошлом если и упоминается, то в качестве необходимых пояснений. В поэме «Мертвые души» детство Чичикова автор описывает без назойливых подробностей, но не упуская моментов, ставших отправными в судьбе главного героя.

Поэма «Мертвые души»

Семья и домашнее воспитание

Родился Чичиков у обедневших дворян, имеющих в услужении всего лишь одну семью крепостных. Какой была его мать и как звать ее, остается неизвестным, словно ребенок был исторгнут в мир самой «кисло-неприютной» жизнью, навечно поселившейся в «маленькой горенке». И только реплика дальней родственницы, которая помогала при родах и почему-то думала, что ребенок должен «пойти в бабку» по материнской линии, доказывает, что Чичиков был зачат, выношен и рожден естественным образом.

Что касается отца, «бледная память» героя запечатлела человека, зажатого с одной стороны болезнью, с другой нуждой. Непонятно, занимался ли родитель хозяйственными или иными делами. Мальчик запомнил «вечный шарк» его тапочек и беспрестанные вздохи.

Учеба и досуг

Детство Чичикова

Досуга, если понимать под этим детские забавы и игры, у маленького Павлуши не было вовсе, как не было «ни друга, ни товарища», ни любимой игрушки. Домашнее образование заключалось в «вечном» сидении за столом и выведении «вечной» прописи, заключающей истины добродетели, которые от множественного повторения утратили свою глубину и смысл.

На коротком отрезке текста автор несколько раз использует слово «вечно», которое усиливает атмосферу:

  • безысходности;
  • косности;
  • однообразия.

Мальчик был совершенно лишен радостей и привилегий, которые дарит детство. Малейшее желание развлечься пресекалось «суровым голосом» отца и последующим за этим наказанием. Таково описание «первоначальной» картины детства Чичикова в поэме «Мертвые души», «бедного» по содержанию, но оставившего глубокий след в душе Павлуши и определившего точку невозврата. После смерти отца он без сожаления избавляется от «родового гнезда» и переезжает в город. Но это будет много позже описываемых событий.

Обучение в городском училище

Однажды, в начале весны, подросший Павлуша был отвезен отцом в город и оставлен в доме у родственницы, где должен был проживать до окончания городского училища. Расставание прошло без слез. От родителя мальчик получил полтину и «умное наставление»:

Подросший Павлуша

  • «угождай начальникам»;
  • друзей не заводи;
  • никого не угощай;
  • водись с теми, кто может быть «полезным»;
  • «береги и копи копейку».

Слова отца «глубоко заронились» в сердце мальчика и определили его дальнейшее поведение. Последний пункт стал для Павлуши основополагающим и наиважнейшим. Он бережет и копит копейку, чтобы с помощью ее «прошибающей» силы проложить дорогу к материальному благополучию.

Отношения с учителем и учениками

Способностью к наукам маленький Чичиков не отличался, однако сразу сообразил, что классный наставник хорошее поведение ставит выше остроты ума. Присовокупив к безмолвному и неподвижному сидению на уроках опрятность и расторопную услужливость, с которой он подавал в конце занятий учителю «треух», Павлуша снискал расположение начальства.

Мальчик обладал практичным умом и способностью ограничить себя во всем. Он не только не угощал одноклассников, как заповедовал ему отец, но и принятое от них угощение мог продать им же, безо всякого смущения и укоров совести. Имеющиеся деньги маленький Чичиков пускал в прибыльный оборот. Покупал еду на рынке и продавал голодным одноклассникам по цене «сообразной аппетиту».

Отношение Павлуши к взрослым

Следует отметить, что Павлуша не был вовсе лишен талантов, зачатки которых были использованы в практических целях и совершенно неразвиты и забыты, как не отвечающие главной жизненной цели. Мальчик слепил восковую фигурку снегиря, выкрасил ее и продал, причем «очень выгодно», что свидетельствует о хорошем качестве поделки. В другой раз он потратил 2 месяца на дрессировку мыши, научил ее по приказу ложиться и вставать на задние лапки, а потом удачно сбыл с рук.

Когда вырученных денег скапливалось до пяти рублей, Чичиков зашивал их в мешочек. По выпуску из училища он имел на руках:

  • аттестат, удостоверяющий успешное постижение «всех наук»;
  • книгу, подаренную за прилежание и благонравие;
  • собственные денежные накопления и средства, полученные за продажу «дворишка» и «землицы», доставшихся в наследство.

Это все, что рассказывает автор о детстве героя в поэме «Мертвые души». Воспитание Чичикова, если принимать за этот процесс совокупность неизбежных внешних обстоятельств и влияний, закончилось.

Итоговая характеристика: «Надул, Павлуша», — вынесенная бывшим наставником, оказавшимся в бедственном положении и материальная помощь которому не входила в планы его «благонравного» воспитанника, стала вектором, определяющим дальнейшую жизненную позицию героя.

Важность экскурса в детство героя

Изучение в школе литературного наследия Гоголя включает все этапы творческого пути русского классика, высшей точкой которого принято считать «Мертвые души». Нельзя считать случайным отступление автора к детству героя, о котором рассказывается в заключительной одиннадцатой главе. Здесь дается не только представление о происхождении Чичикова, но кратко и четко описывается скупая и «мутная» атмосфера, в которой воспитывался мальчик:

Изучение в школе «Мертвые души»

  1. Павлуша с рождения лишен материнской заботы и ласки.
  2. У него нет друзей.
  3. Отец необычайно строг и раздражителен.
  4. Вместо детской сказки, ему вбиваются моральные правила, которые неприменимы в окружающих реалиях, а потому бессмысленны и бесполезны.
  5. Последнее благословение отца отправляет ребенка на путь лицемерия, недоверия и алчности.

В характере первого своего начальствующего, ставящего смирное и угодливое поведение выше умственных способностей, Чичиков встречает подтверждение словам родителя. Учитель гораздо ближе и понятнее Павлуше, чем сверстники. В первом повторяются знакомые черты отца — авторитарность и нетерпимость к нарушению норм поведения, возведенных в абсолют. Интересы одноклассников для него далеки, как что-то новое и несовместимое с его пониманием основ жизни.

В школьном сочинении по гоголевской поэме любая тема непременно пересекается с образом Чичикова, будь то краткий анализ эпизода или характеристика действующих персонажей. Все преломляется через призму внутреннего восприятия главного героя, с проекцией обычно нелестной как для предмета исследования, так и для самого Чичикова.

Отступление к годам детства и ранней юности позволяет понять проблемы личности, лишенной тех привилегий, что дает человеку пора жизни, которые многие почитают лучшей.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector