Top.Mail.Ru

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Практически нет художественных произведений в русской литературе, в которых отсутствовал бы пейзаж. В романе «Война и мир» роль его велика. Автор при помощи описания природы воплощал свой идейный замысел, и использовал его не только как вспомогательную функцию духовной характеристики персонажей, но и как метод влияния на осознание героями главных ценностей жизни. Ученикам 10 класса могут задать написать сочинение или реферат на тему «Природа в романе „Война и мир“».

Роман «Война и мир»

Толстой и окружающая обстановка

Для Льва Николаевича Толстого природа — это высшая степень мудрости, воплощение духовных ценностей. Человек, который максимально приближен к природе являлся его идеалом. В связи с этим одно из наиважнейших качеств героев Толстого — их отношение к окружающему миру. Природа прекрасно вписывается в бытие «ищущих» персонажей автора, переплетается с их мыслями и волнениями, временами помогает пересмотреть жизнь, а иногда направляет ее в нужное русло.

Временами, читая некоторые строки из произведений Толстого, на ум приходит мысль, что люди не замечают еще одного важного персонажа. Пейзаж является зеркальным отражением всего, что окружает, толковым словарем происходящего.

Горы в Швейцарии

Лев Толстой много путешествовал, открывая для себя новые уголки огромного мира природы. Но не все, что видели его глаза, будоражили душу и кровь. Находясь в Швейцарии, что славится своими беловерхими горами, знаменитый писатель говорил об этих видах просто: «Не люблю я их, холодны они как-то». Но в тех краях нашлось место, что все же полюбилось автору, — Кларн.

Там Толстой набирался сил, заряжался. И в эти моменты проявляла себя известная черта автора — леденящий ужас, приходящий с мыслями о смерти. Подобные думы посещали в те мгновения, когда Лев Николаевич был максимально близок и открыт к своей наибольшей любви всей жизни — в полном единстве с природой.

Рано или поздно, каждый живой человек в тот или иной момент пускал в свою голову мысли о смерти. Кто-то принимает это как неизбежное, иные же ищут перерождения, другие пути отступления, третьи млеют от страха перед старухой с косой. Шелли, после потери близкого друга Китса, промолвил лишь одно: «Он стал един с природой». Поэт достаточно быстро и легко принял реальность. Толстой же долгие годы не принимал смерть как часть природного цикла. Для кого-то потеря близкого человека или любимого питомца была трагедией, а для великого писателя она — это конец его собственной жизни.

Пейзаж в романе

В этом мире есть вещи, что несут в себе огромную силу. Например, слова. Они бывают приятные:

  • радость;
  • любовь;
  • счастье;
  • добро.

От них становится тепло на душе. Они придают веру в светлое будущее. Но есть и не очень приятные:

  • война;
  • бой;
  • погибель;
  • боль.

Война в романе «Война и мир»

В разуме людей от этих слов строится цветовой ассоциативный ряд кроваво-красных, грязно-черных, тускло-серых пламенно-желтых бликов. Это дает угнетение, страдание, страх. В то же время каждый видит теплые, чистые тона, что приносят только приятные ощущения и эмоции. Так и построена вся структура романа «Война и мир» на основе антитезы на протяжении всего повествования. Прямая ровная линия проходит и в сравнении с природой.

Сила пера в руках Толстого чаровала. Он заносит читателя в сельскую местность, в луга, на охоту не столько ради удовольствия, сколько из-за жизни, где все так спокойно, обыденно, уютно. Невольно ощущается чувство мечтательности: такие легкие образы, которые наполнены солнцем, утренней росой, огоньками костра, света.

Темные грозовые тучи, мерцающее небо, тяжелый воздух, необузданный ветер — все это приносит война, в понимании и описании Толстого. Таким он видел Россию во время боев, так воспринимал всю ту трагедию, что обрушилась на мир.

Любовная линия

Но иногда на смену жуткой боли, приходит новое дыхание природы. Как только появляются нотки любовных отношений, все вокруг оживает. Это касается даже темной глухой ночи, стоит только Андрею Болконскому и Наташе Ростовой залюбоваться ею:

Болконский любуется ночью

  • луна уже не просто сияет блеклой белизной: она искрится серебристыми нитями;
  • ветер не обдувает с естественной легкостью: он перешептывается с листьями на кронах величественных деревьев о только им известных тайнах;
  • звезды — большие поводыри: они как фонарики, складываются в причудливые картинки, будоража воображения влюбленных.

Природа становится попутчиком просветления: «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!»

Персонажи и природа

Всех людей окружает что-то либо кто-то. Например, друзья, семья, сослуживцы, просто безымянные незнакомцы, темные улочки, тайные леса, бескрайние поля. И хочет он того или нет, человек получает влияние от своего окружения, будь оно спровоцированным или незначительным.

Отрицательные и положительные герои

Только лучшие из персонажей Толстого близки с природой, у них прослеживается связь с ней. Отрицательные герои далеки от нее, им чуждо все естественное и красивое. Они не только не видят окружающий мир, не замечают его совершенства, а как будто даже не в курсе его существования.

Элен и Анатоль Курагины

В романе читателю ни разу не удастся увидеть Элен, Жюли Карагину, Анну Павловну, князя Василия на фоне природы, так как эта стихия не имеет к ним никакого отношения. Это люди духовно ограниченные, морально уродливые, если речь и заходит об окружающей среде, то повествуют они о ней неискренне.

Но абсолютно по-другому относятся к этому гармоничному миру центральные персонажи романа, которые приближены к эталону Толстого — «естественному человеку». Это люди с красивой душой, находящиеся в обнаружении счастья, морально близки к народу, желающие делать что-то полезное. Их судьба — страстный поиск, который приведет к правде и добродетели. Ценность внутреннего мира таких персонажей автор демонстрирует через их ощущение внешней среды.

Природа давала наводящие маячки даже для Наполеона Бонапарта. Холодная изморозь зимы, как сигнал — не ваша земля, не вытерпеть вам хождения и жизни на ней. Как и жаркое летнее солнце, что опаляло врагов. Некоторые сигналы природы были прочтены неверно, что и продолжало их губить. Как только солнышко показалось с затянутого тучами, дымом и порохом неба, великий французский полководец принял это как сигнал к действию и олицетворение его будущей, такой желанной победы.

Примеры сочинений по роману «Война и мир»:

Символика дуба и неба

Болконский и дуб

Важные для понимания Андрея Болконского эпизоды — встречи героя и старого дерева. Еще со старославянских письмен символический смысл дуба заключался в святости, силе, нравственности, доме. Все важные события славян проходили в дубовых рощах, будь то собрание, свадебные гуляния и обряды, суды. Великие жрецы могли перенимать немалую мудрость старых деревьев и передавать в простой люд. Самый сильный и долговечный дуб становился молитвенным, вокруг него обустраивали места поклонений и подаяний для Перуна, Сварога, Велеса и других божеств.

Такую роль играет дерево и для Андрея Болконского. Рассказ Толстого о встречах с ним поясняет, как старый дуб стал для князя учителем. Все тропы судьбы героя ведут к нему. Дерево принимает на себя все жизненные удары, предназначавшиеся Болконскому:

  • вселенскую радость, от чего его крона раскидывается во всю ширь и мощь;
  • тягостную боль, которая чуть ли не убивает чудное дерево;
  • великую любовь порождает новые, живые листики, веточки, жилки, накидывает еще один обруч жизни до самой смерти персонажа.

При первой встрече дерева и Болконского дуб был скорее мертв, как и внутреннее состояние героя, подавленность, огромное разочарование во всем.

Важным элементом в становление князя является небо. Эта недосягаемая черта между землей и манящей неизвестностью. Оно дарует Андрею озарение и просвещение всего жизненного пути. Есть только небо, ничего другого нет. Все остальное — это просто земные хлопоты, на которые не стоит растрачиваться свое столь быстротечное время.

Внешний мир в других произведениях

С разными целями писатели включают в свои работы пейзаж. Вот какое значение он имеет, например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский»: после смерти отца природа как бы показывает всю душевную скорбь героя. Это был холодный осенний день, деревья стояли полуобнаженные, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте», «сел на холодный дерн». «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами».

Аллегория о состоянии неба связывает человека с природой. Вот какова функция таких средств выразительности в произведениях. Он «долго блуждал по незнакомому лесу» — это выражение тоже повествует о внутренней путанице, происходящей в душе героя: он еще не решил, что делать дальше.

Картина бурана в «Капитанской дочке»

Картина бурана в «Капитанской дочке» все того же Пушкина выполняет несколько ролей. Во время бури перед Гриневым появляется образ вожатого (Пугачёва). Это как бы предвестие того, что вскоре возникнет народное восстание, которое вновь сведет вместе Петра и Емельяна. Только второй в этот раз будет вожатым народа. Также буран выполняет роль связующего звена сюжетных линий Гринёв — Пугачёв. Если бы стихия не настигла Петра, не свершилось бы его знакомство с бунтарем и жизнь героя была бы другой.

Но если все же говорить о произведениях Толстого, то его описание природы от остальных отличается невероятной красотой и утонченностью. Он всегда верен себе. Свои пейзажи автор наделяет вспомогательными элементами: в каждой картине прослеживается философская нагрузка, выполняющая большую композиционную роль, помогающая понять, что именно хотел донести Лев Николаевич своим произведением.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector