Top.Mail.Ru

Сочинение на тему «Фамусовское общество» по комедии «Горе от ума»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный конфликт разворачивается между прогрессивными дворянами и консервативным обществом, названным «фамусовским». Школьники пишут сочинение на тему «Фамусовское общество», ведь противоборство его членов и Чацкого является главным звеном пьесы.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Изображение фамусовского общества

Характеристика конфликта между Чацким и сторонниками Фамусова выглядит следующим образом: разногласия носят идейный и общественный характер, в отличие от любовного треугольника Чацкий-Софья-Молчалин, где представлен межличностный конфликт. Социальные расхождения формируются сразу после появления Чацкого в пьесе и сохраняются до последнего действия. Общественная линия конфликта сначала лишь дополняет любовные коллизии, но к середине пьесы идейное сопротивление московских консервативных кругов жизненной позиции Чацкого и его немногочисленного лагеря выходит на передний план.

В пьесе изображены многочисленные представители московской аристократии, приводятся их отличительные черты, особенности общественного устройства, привычки и нравы. Всех героев, входящих в фамусовский лагерь, объединяет стремление жить так, как жили их отцы и деды, боязнь прогресса и перемен, поклонение чинам и лицам, достигшим успеха.

Павел Афанасьевич

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусов является главой влиятельного московского дома, он предстаёт московским «тузом» — аристократом, к мнению которого прислушиваются. Он служит, точнее числится управляющим в московском учреждении. Без него не проходит ни один бал, ни одни крестины или поминки. Несмотря на то что сам он богат и принадлежит к знатному роду, Фамусов сильно зависит от мнения остального общества. «Что же станет говорить княгиня Марья Алексеевна!», — цитата из финала пьесы однозначно показывает, о чём больше всего волнуется Фамусов, узнавший о тайных свиданиях Софьи.

Как и других членов общества, Фамусова отличает боязнь всего нового, нелюбовь ко всему иностранному. Прогрессивные идеи дворян, принесённые из-за рубежа, кажутся ему непозволительным вольнодумством, диким революционным протестом. Главной причиной появления таких высказываний Фамусов считает образование. Источником же заражающих умы идей он называет книги, которые, по его мнению, не приносят никакой пользы тому, кто их читает. «Собрать все книги, да и сжечь», — таков девиз Фамусова.

Софья Павловна

Софья Павловна Дочь Фамусова

Дочь Фамусова, долгие годы воспитывавшаяся вместе с Чацким, тем не менее полностью принадлежит к консервативному московскому лагерю. Да, может показаться, что она бросает вызов обществу, в котором воспитана, когда встречается с незнатным секретарём Молчалиным. Однако все их встречи носят тайный характер, Софья не намерена отстаивать собственные взгляды или менять заведённые порядки. Это не является сознательным идейным протестом, который может привести к переменам. Для Софьи любовь к Молчалину — это лишь юношеское увлечение, вызванное чтением романтической и сентиментальной прозы, которое будет подавлено в ней с годами.

Дальнейшая жизнь Софьи очевидна: замужество за знатным дворянином, который будет носить мундир, номинально числиться на службе и кем можно будет спокойно управлять. Похожее описание читатели видят в сценах на балу, где некогда активный сослуживец Чацкого Платон Михайлович Горич превратился в безынициативного, скучающего мужа-слугу для своей светской супруги Натальи Дмитриевны. Софья обладает незаурядным умом, однако высказывания Чацкого о современной Москве и её представителях оскорбляют её слух, ведь и она сама неотъемлемая часть так едко осуждаемого Чацким общества.

Алексей Степанович Молчалин

Ещё один представитель московского лагеря — секретарь в доме Фамусова Молчалин. Казалось бы, аристократы не должны принимать в свой круг незнатного юношу из Твери, им куда ближе должен быть родовитый Чацкий. Однако Молчалин обладает всеми качествами, позволяющими ему приблизиться к высшим кругам: умение спрятать собственное мнение, любезничать с вышестоящими чиновниками, делать за них работу и быть полезным, говорить кратко и тихо, поддакивать знатным дворянам, ухаживать за одинокими дамами на балах, быть учтивым и незаметным.

Алексей Степанович Молчалин

Консервативное общество ненавидит, когда ему противятся, пытаются изменить его уклад. Молчалин же идеально подстраивается к тем нравам и обычаям, которые сложились и остаются в высшем свете. Он служит в доме Фамусова, при этом официально числится в архивах, где растёт в чинах. Молчалин уже получил чин коллежского асессора, чиновника восьмого класса, что позволяет ему получить потомственное дворянство. Вполне возможно, что через десяток лет Молчалин сам выгодно женится и станет «московским тузом».

Изображение Молчалина как угодливого льстеца и карьериста приобретает общечеловеческое звучание в пьесе. «Молчалины блаженствуют на свете», — в этой фразе содержатся не только мысли Чацкого, но и авторское отношение к герою.

Антон Антонович Загорецкий

Антон Антонович Загорецкий

Заметным членом фамусовского общества является Загорецкий, известный лгун, картёжник и сплетник, без услуг которого не обходится ни один светский вечер. И хотя он не служит, а разъезжает по балам и званым вечерам, ведёт паразитический образ жизни, его роль в обществе напоминает Молчалина: быть услужливым, передавать нужную информацию (именно он распространил слух о безумии Чацкого), никому не возражать и не препятствовать, поэтому Загорецкий, несмотря на дурную репутацию, смог повсюду остаться желанным гостем, он охотно принимаем в домах высшего московского света.

Сергей Сергеич Скалозуб

«И золотой мешок, и метит в генералы», — говорит о полковнике Скалозубе служанка Лиза. Действительно, для Фамусова и ему подобных нет других критериев благополучия, только деньги, связи и чины. Скалозуба, не обладающего высоким интеллектом и благородством, не имеющего нравственных принципов, московский свет воспринимает как завидного жениха. Отсутствие ума и образованности не считается в высшем обществе за порок. Сам же Скалозуб интересуется только военной муштрой, вопросы просвещения же его не занимают. На собственного брата, начавшего читать книги в деревне, Скалозуб смотрит как на безумца.

Внесценические персонажи

Фамусовское общество включает в себя большую часть московских дворян. Многочисленность приверженцев консервативной идеологии подчеркивается автором путём введения внесценических персонажей.

Княгиня Марья Алексеевна

  1. Княгини Марьи Алексеевны, влияния и суждений которой боится даже Фамусов.
  2. Татьяны Юрьевны, на поклон к которой ездят молодые мужчины, желающие сделать хорошую карьеру.
  3. Покойных Максима Петровича и Кузьму Петровича, добившихся успеха в службе и богатства через унижения и подхалимство.

Пониманию ничтожности фамусовского общества способствует цитатная характеристика от самого А. С. Грибоедова: «В пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».

Автор резко критикует консервативное общество, цепляющееся за прошлое, поносящее идеалы молодёжи, стремящееся сохранить привычное устройство. Устойчивость фамусовской Москвы перед изменениями — это трагедия современной Грибоедову России.

Чтобы окончательно понять суть фамусовского общества, необходимо зафиксировать характерные черты, свойственные всем его членам .

  1. Поклонение вышестоящим лицам, раболепие перед чинами и «мундирами».
  2. Стремление устроить выгодную партию в свете, ориентируясь лишь на материальное состояние избранника.
  3. Отрицание пороков, в которых погрязло общество: снисхождение к глупости, лицемерию, пьянству и разврату.
  4. Страх перемен, борьба с одарёнными прогрессивными умами.

Старая Москва одерживает временную победу над Чацким: его объявляют сумасшедшим, а значит, не опасным для чужих умов. Однако невозможно вечно цепляться за минувший век, фамусовское общество в будущем ждёт неизбежное столкновение с представителями новой эпохи и закономерное поражение.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector