Top.Mail.Ru

Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса Грибоедова вышла незадолго до восстания декабристов. С помощью своих персонажей автор изобразил напряженную обстановку в дворянском обществе. Испытывая тревогу за свое благополучие, помещики-крепостники ненавидят любой вид вольнодумства.

Образ фамусова в комедии в горе от ума

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» поможет учащимся при анализе произведения понять, как раскрывается суть конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим», научиться составлять синквейн по теме.

Прототип героя

О прототипах героев «Горя от ума» в литературе достаточно материала, но с его достоверностью можно поспорить. В сочинениях, письмах и рукописях драматурга на этот счет не существует никаких сведений. А те, что содержатся в воспоминаниях современников, часто противоречат друг другу или переданы из вторых и третьих рук. Кюхельбекер, друживший с Грибоедовым, по этому поводу писал, что поэт, создавая персонаж, «не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей».

Единственно, на чем основываются современные историки, называя прототипом Фамусова дядю Грибоедова, это на фрагменте записи поэта, где он дает меткую характеристику своего родственника.

 образование и воспитание фамусова

В поколении Алексея Федоровича, господствующем четверть века назад, прекрасно сочетались «пороки и любезность, рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства», жизненных принципов и достойной цели. Дядя Грибоедова когда-то храбро сражался с турками, а потом вынужден был пресмыкаться перед случайными людьми в столице, а когда вышел в отставку, жизнь ограничилась обильной едой, охотой и сплетнями.

Нравоучения дяди типа «я, брат!..» так похожи на слова Фамусова: «мы, например…». К А. Ф. Грибоедову относятся и слова Чацкого, обращенные к Фамусову: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитем возили на поклон».

Широкое гостеприимство и отношение к слугам последнего тоже заставляет наглядно представить Грибоедова-дядю.

Дом, где происходят события

Фамусов — один из главных героев комедии. Описание хозяйского дома, где происходит действие пьесы, читатель узнает из авторских ремарок, а зритель это видит на сцене. Это обычный дворянский особняк XIX века, в два этажа, с большими белыми колоннами и парадным подъездом:

Образ фамусова

  1. Тот, кто входит в дом, сначала проходит через вестибюль.
  2. Отсюда ведет лестница на второй этаж.
  3. Там сосредоточены хозяйские покои. Здесь высокие потолки.
  4. Справа и слева от лестницы располагаются комнаты и спальни.
  5. Всех ближе к лестнице — гостиная, куда приходят к барину гости с визитом вежливости.

Для этого установлены специальные дни. В гостиной вечером собирается вся семья, чтобы обсудить домашние дела, помузицировать или поиграть в настольные игры или разложить пасьянс. Из гостиной ведет дверь в спальню Софьи. В самой большой комнате — зале, где самое хорошее освещение, принимают гостей на праздники или именины, проводятся балы. В обычные дни комната закрыта.

На втором этаже находится бывшая детская, теперь комната Софьи, где она проводит ночи с Молчалиным. В бельэтаже расположен кабинет Фамусова и библиотека, маленькая комната в виде галереи, где находятся портреты семьи и всего рода, комнаты для гостей.

На первом этаже размещены столовая, комнаты для швейцаров, лакеев и прислуги, гардеробная, сбоку от лестницы — комнатка Молчалина.

Внешность и черты характера Фамусова

Фамусов, несколько лет назад похоронив жену, воспитывает дочь Софью, «сам себе господин». Богатый мужчина гордится своей свободой. Мать Софьи была немного ветреной особой и транжирила деньги направо и налево, поэтому вновь жениться он не хочет, чтобы не зависеть ни от кого, особенно от женских капризов и прихотей. И хотя в своем окружении «монашеским известен поведеньем», барин не сторонится женского внимания, то и дело отпуская в адрес служанки фривольные словечки. Пока никто не видит, он:

  • «жмется»;
  • «заигрывает»;
  • «балуется».

Горе от ума образ фамусова

Мужчина уже в немолодом возрасте, но крепкого телосложения и выглядит довольно бодро. Это подтверждается и особенностями его поведения: «суетливый», «прыткий», «неугомонный».

К примеру, Павел Афанасьевич хорошо помнит все необходимые события и не забывает отметить их в календаре. Правда, не всегда уместно соединять поминки и крестины, или планировать крестины не появившегося еще на свет ребенка, но он об этом не задумывается. Вся трудовая неделя у него наполнена делами: когда, с кем и какими бумагами занимается. Фамусову присущи как положительные, так и отрицательные черты, в чем и сложность его характера.

Из положительных следует назвать добродушие. Павел Афанасьевич воспитал Чацкого, когда тот остался сиротой. Фамусова тревожит судьба дочери, он прочит Софье в мужья выгодного, по его мнению, жениха — Скалозуба, который «метит в генералы». С добротой он относится и к секретарю Молчалину, при случае не забывая ему напомнить, «откуда он родом», отводя ему в жизни необходимую роль.

Окружающие уважают его за гостеприимство. Вместе с тем Павел Афанасьевич брюзглив: вечно всем недоволен, сердится на слуг, но, пожалуй, от этого он испытывает полное удовольствие. Помещик очень груб с теми, кто ниже его по положению, слуги у него:

Как фамусов относится к скалозубу

  • «ослы»;
  • «ленивые тетери»;
  • «чурбаны», при случае которых можно отправить и «на поселение».

Но когда перед ним люди при звании и при деньгах, он говорит с ними по-другому, становится скромным и уравновешенным.

Не с лучшей стороны Фамусов выглядит и тогда, когда пытается угодить всем, кто выше его по положению и от кого можно получить выгоду.

Взгляды и мировоззрение

Числясь на государственной службе, Фамусов не интересуется смыслом работы, а делает все по обязанности: «Подписано, так с плеч долой». В этом и есть фамусовская формула жизненного успеха. Для него служба как приложение к титулу дворянина и как источник пристроить родственников: «При мне служащие чужие очень редки». Фамусов является членом английского клуба, потому что это в кругах московского дворянства считается престижным: ведь туда вхожи образованные и продвинутые люди.

Образ фамусова в горе от ума

На самом деле образованности в нем и не хватает. В речи превалирует разговорная и просторечная лексика («мочи нет», «прозябли»), научные термины отсутствуют. Воспитание для него «комиссия», а попросту обуза, которую он с радостью перекладывает на няньку. Учеба ему не потребовалась в жизни, поэтому ученость для него «чума», а книги — зло. Тем не менее он видит, что образование имеет вес в обществе и нанимает дочери учителей.

Жизненные интересы его узки и ограничены зваными обедами и погребеньями, которые он и после приезда Чацкого аккуратно продолжает заносить в календарь. Активное действие в пьесе с появлением последнего только начинается, до этого была предыстория.

Встреча со стороны хозяина была чуть ли не пылкой, но каков Чацкий: он занят своими думами, и слова приветствия произносятся им довольно холодно. Несмотря на свой практический разум, Фамусов не может уследить за новыми переменами.

 кого считает хорошим женихом для софьи фамусов

Об этом говорит попытка разобраться с чувствами дочери, но она отвлекает его рассказами о своих снах, а Чацкий, не успев зайти в дом, пугает своими речами. Молчалин и тот обводит старика вокруг пальца. Павел Афанасьевич не может дать ничего молодежи, кроме опыта своего поколения, но, оказывается, опыт этот им не нужен. Фамусов не в силах противостоять «окаянному вольтерьянцу» даже на словах, оправдывая себя тем, что отвечать колкостями и иронией непозволительно для дворянина.

Но когда все вокруг заговорили о сумасшествии Чацкого, он одним из первых поддержал эти слухи. Молодому человеку все же удалось ввести смуту в привычный образ жизни дома Фамусова. Единственно, о чем переживает Павел Афанасьевич, — «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Он зависим от чужого мнения даже в такой ситуации.

Фамусов представляет общество дворян, которые уже чувствуют свою несостоятельность, но всеми силами стараются удержать порядки «века минувшего». Появление в этом обществе Чацкого убеждает читателя в том, что демократические перемены неизбежны, как бы им ни противились защитники прошлого.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector