Top.Mail.Ru

Образ Клеща в пьесе Горького «На дне»

Никто до Горького ещё так не описывал жизнь людей, которые оказались на самом «дне» жизни. В своей пьесе автор смог воссоздать картину нищенского существования людей, которые по разным причинам оказываются в таких невероятных и ужасающих условиях. Образ Клеща в пьесе «На дне» не несёт в себе главной смысловой роли, но помогает понять, как рабочий человек может оказаться в подобной ночлежке.

 Горький «На дне»

История создания

Писатель Максим Горький

В 1902 году известный писатель Максим Горький написал пьесу «На дне», которая вызвала в литературных кругах неоднозначные отклики. И читатели, и правительство сразу же заинтересовались той историей, о которой поведал автор. Началось обсуждение произведения, последовали критические замечания и статьи.

В центре сюжета горьковского произведения оказались жители ночлежки, которые вели нищенский образ жизни. Он и предопределил название пьесы, хотя автор долгое время сомневался в том, как назвать своё литературное сочинение. Так, было несколько первоначальных названий:

  • «Ночлежка».
  • «Дно».
  • «Без солнца».
  • «На дне жизни».

Такова предыстория создания этого произведения. Также известно, что в 1902 году состоялась и театральная постановка этой пьесы, где одного из героев сыграл Станиславский, который был ещё и режиссёром. Через два года пьеса уже не только была популярной, но и получила Грибоедовскую премию.

Краткое содержание

Действие горьковской пьесы происходит в костылевской ночлежке. Содержат её сам господин Костылев и его жена Василиса. Этот заброшенный дом находится на пустыре. В нём проживают бедняки, которых судьба выбросила из жизни, и теперь они бедствуют. Каждый из обитателей ночлежки имеет своё прошлое, в котором они не смогли сберечь то, что имели, но вот только будущего у них нет.

Костылевская ночлежка

В ночлежке царит уныние и жестокость. Василиса бьёт свою сестру Наталью из-за того, что она нравится Ваське Пеплу. А ведь этот вор был её любовником. Их дядя, зная о побоях Василисы, ничего не хочет менять. Он полицейский, но зная, что Костылевы покупают у Васьки всё, что он ворует, спокойно к этому относится и ничего не предпринимает.

У каждого обитателя ночлежки своя история жизни, и раньше они никогда не знали друг друга. Когда в ночлежке появляется ещё и Лука, то сразу начинает меняться настроение у обитателей «дна». Беглый каторжник всех жалеет и старается не говорить им жестокой правды, а для каждого из них у него находится «утешительная ложь». Но это лишь только мешает им.

Старец Лука рассказывает Актёру о том, что существует бесплатная клиника для алкоголиков, но когда тот узнаёт, что это неправда, то в конце пьесы вешается на пустыре. Наталью он уговаривает выйти замуж за Ваську, а больной Анне обещает райскую жизнь после смерти. Ложь Луки приводит к тому, что однажды Васька Пепел дерётся с Костылевым и убивает его.

В этой драке Наталья оказывается изувеченной, попадает в больницу, а затем и вовсе исчезает. Василиса и Васька оказываются в тюрьме, а Лука сразу же после этой истории тоже пропадает.

Действующие лица

В ночлежке, принадлежащей Костылевым, живут люди, которые не нужны обществу. В основном это воры, шулеры, алкоголики и девушки лёгкого поведения. Вот действующие лица пьесы:

  • Костылев.
  • Василиса Костылева, хозяйка ночлежки.
  • Васька Пепел, вор.
  • Наталья, сестра Василисы.
  • Медведев, полицейский.
  • Барон, бывший чиновник.
  • Сатин, шулер.
  • Клещ, слесарь.
  • Анна, жена слесаря.
  • Актёр.
  • Старик Лука.
  • Квашня.

Действующие лица пьесы «На дне»

Но у каждого из них есть мечта изменить жизнь. Некоторые стараются что-то для этого сделать, а другие же, попав в эту ночлежку, куда даже не проникают солнечные лучи, просто опускают руки. Поэтому возникает так много конфликтов.

Характеристика героя

Одним из героев пьесы «На дне» становится слесарь Клещ. В отличие от остальных обитателей ночлежки, автор даёт ему имя — Андрей Митрич. Это мужчина сорока лет. Характеристика Клеща в пьесе «На дне» позволяет понять, как может рабочий человек оказаться в таком месте, откуда он никак не может вырваться. Безусловно, и Клещ имеет своё прошлое.

Слесарь Клещ

Если внимательно изучить произведение, то становится понятно, что этот человек не только имеет профессию, но и много работает. В ночлежке он находится всего лишь несколько месяцев, а в прошлом он слесарил, хотя и не жил богато. Но после того как его жена Анна заболела, им пришлось совсем туго, поэтому-то они и оказались в ночлежке.

Но Андрей Митрич и сам виноват в болезни жены, так как он её постоянно избивал, не жалел. Кажется, что он ненавидит всех вокруг. Характер этого героя, его реплики указывают на то, что он замкнутый человек. Говорит он мало и постоянно зол. Поэтому и отношение к нему отрицательное у всех обитателей ночлежки. Его либо сторонятся, либо осуждают.

Образ Клеща в пьесе «На дне» можно раскрыть более полно, если охарактеризовать его цитатами из текста, которые произносят обитатели ночлежки. Такая цитатная характеристика приводится в таблице:

Сатин «Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…»
Анна «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я…»
Квашня «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?»
Костылев «Эх, Андрюшка, злой ты человек!… Никто тебя не любит, не уважает…»
Васька «Не люблю его… больно он зол да горд».

В описании этого героя, в его речи можно увидеть, что Клещ ставит себя выше остальных, так как он человек, который умеет работать, и у него всегда есть чем заняться. Как постоянно говорит Андрей Митрич, он вылезет из ночлежки, и если надо будет кожу содрать, то сдерёт, но всё-таки выберется. Но после смерти Анны он привыкает к этой жизни, начинает пить и перестаёт работать. Будущего у него нет.

Отношения с женой

Андрей Митрич — жестокий человек, он всегда груб со своей женой. Характеристика Клеща «На дне» тесно связана с биографией Анны. Их отношения позволяют понять его поступки. Жене слесаря всего лишь тридцать лет, но она выглядит, как разбитая старуха. Она терпит постоянные побои от мужа, теряя свою молодость и здоровье.

Андрей Митрич и его жена Анна

Когда уже больная Анна просит его открыть дверь, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, он не делает этого, так как боится сам простудиться, а вот о здоровье Анны он совсем не заботится. Кажется, что Анна ему просто в тягость, ведь она не видела от него ни любви, ни ласки, а лишь только грубость и жестокость.

Сам Клещ говорит о том, что его жизнь изменится, когда больная жена умрет, но при этом он ей даже лекарств не покупает, не приглашает врачей и не заботится о ней. Он думает, что найдёт себе работу и будет хорошо жить.

Но всё получается не так. Чтобы похоронить жену, Клещ вынужден продать весь свой инструмент. Он остается совсем один, потеряв всё то, что ему было нужно и что он не ценил, поэтому у него нет сил, чтобы дальше работать и стремиться к чему-то.

Особенности образа

Автор также показывает читателю, чем постоянно занимается Клещ — изготовлением каких-то железных деталей. Он надеется, что когда-нибудь сможет их продать. Анализ образа этого героя позволяет понять, что Горький специально вводит предметы, которые хорошо характеризуют Андрея Митрича:

  • Ключи.
  • Самовар.

Характер Андрея Митрича

Рядом с его наковальней всегда лежат ключи, которые он иногда берёт в руки. Но зачем они ему? Какие двери он может ими открыть? Максим Горький показывает связку ключей рядом со своим героем. Так, слесарь мог бы найти работу, помогая людям, но он закрылся от всех на замок, поэтому эти ключи могут быть от его чёрствой души, и теперь они уже никому не нужны.

Рядом с Клещом читатели видят ещё и разбитый самовар, который на Руси всегда был символом добродушия. Но герой не смог стать добрым, а только лишь искалечил свою жизнь и тех, кто был ему близок. Клещ не верит в Бога, он не ищет правды. Это ему не нужно, ведь он злится на судьбу.

Постепенно он начинает рассуждать о своей ненужности в мире и понимает, что он не выше тех, кто находится в ночлежке. Обладая мастерством, он не смог выдержать реальную жизнь, поэтому и будущее его беспросветно.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector