Top.Mail.Ru

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» — одно из наиболее известных творений Антона Чехова. Оно прославило его на долгие годы вперед, заняв заслуженное место в мировых театрах. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» стал отображением современниц автора и показывает, как изменилась роль женщины в обществе начала прошлого века.

Пьеса «Вишневый сад»

Жизненный путь

Начинать характеристику Раневской из «Вишневого сада» в своем сочинении лучше всего с биографии персонажа. Полное имя героини Любовь Андреевна Раневская. В девичестве она носила фамилию Гаева. В произведении не упоминаются годы женщины, но легко предугадать, что ей примерно сорок лет. У Любови две дочери:

  • Варя, приемная, 24 года;
  • Аня, родная, 17 лет.

В былые времена женщина была богатой помещицей. Но Любовь растратила все свои деньги и осталась без них.

Раневская из «Вишневого сада»

Знакомство с ключевым женским персонажем начинается с первых строк произведения, а ее история рассказывается в первом действии. Героиня вернулась на родину из Парижа, взяв с собой свою младшую дочь Анну. Во Франции женщина пробыла последние пять лет своей жизни. Любовь Андреевна была вынуждена приехать, ведь ее родовое поместье могло уйти с молотка из-за задолженности.

В молодые годы героиня связала себя узами брака с мужчиной недворянских кровей. Муж ее много пил и от этого умер. В этом браке Любовь так и не почувствовала семейного счастья.

После гибели мужа у нее случился роман, но он вскоре прервался. Когда умер маленький сын, Раневская чувствовала себя виноватой, а потому решила навсегда покинуть Россию. Но любовник героини отправился следом за ней. Этот наглец обобрал ее и, оставив без средств к существованию, ушел к другой женщине. Страстный роман Раневской был окончен, и она в отчаяньи пыталась отравиться — неудачно.

Вместе с главной героиней домой возвращается ее дочь Анна. Эта юная, семнадцатилетняя девушка искренне сочувствует своей матери. Она очень привязана к ней. На родине Раневская пробыла 5 месяцев. Продав свой дом, женщина забрала все деньги, что хотела отдать Анне. И вскоре отправилась обратно в Париж к предавшему ее любовнику.

Что произошло с главной героиней пьесы в дальнейшем, неизвестно. Но Чехов все подытожил следующей цитатой «Угомонить такую женщину может только смерть».

Характеристика Любови Раневской

Главная героиня обаятельная и привлекательная женщина. Она добра к окружающим и имеет прекрасное чувство юмора. Лопахин считает ее хорошим человеком, легким и простым по своей натуре. Женщина не привыкла решать проблемы. Когда Любовь Андреевна ждала Гаева с аукциона, то выглядела взволнованной, но при этом напевала веселый мотив. Это показывает всю ее сущность. Героиня прячется от неприятных эмоций, пытаясь заполнить стрессовые минуты действиями, что принесут ей радость.

При этом женщину нельзя назвать ответственной и рассудительной. Большую часть произведения она надеется, что проблема продажи имения решится сама собой. Она даже не пытается изменить положение, в котором оказалась ее семья. И Любовь Андреевна отказывается от предложения Лопахина купить поместье, хотя оно могло бы спасти родовое гнездо.

Характеристика Любови Раневской

Это было недальновидное решение по отношению к себе и своим близким. Но именно в этом проявляется ее чувственность и душа. Героиня не смогла позволить себе продать дом и вырубить все деревья в саду, ведь с ним ее связывает множество теплых воспоминаний. Раневская не только добрая, но и легкомысленная женщина. А потому она отчасти жестоко поступает со своими близкими, решая вернуться в Париж. Женщина не думает в этот момент ни о своих дочерях, ни о собственном будущем.

Этот эпизод показывает не только ветреность ее натуры, она все еще верит, что заслуживает счастливую личную жизнь. Образ Раневской в пьесе получился противоречивым, и его нельзя назвать положительным или отрицательным, но он определенно ключевой.

Портретное описание

Касательно художественного портрета Любови Андреевны, то перед читателем возникает образ, который кажется обворожительно милым и притягательным. Героиня всегда очень искренне, по-девичьи радуется и веселится, но порой может и всплакнуть, предаваясь воспоминаниям о погибшем сыне и былых временах.

Художественный портрет Любови Андреевны

В пьесе Чехов практически в самом начале дает понять всю ветреность и беззаботность ее женской натуры. Женщина ведет себя чересчур наиграно, поэтому искренность ее эмоций сразу же ставится под вопрос. Раневская все время вскакивает и ходит, сильно взволнованная, говоря, что не может пережить своей радости. При этом она целует этажерку и устраивает нелепый монолог.

Главная героиня пьесы довольно самокритична и умна, но привыкла жить за счет других людей. Любовь не может изменить своей сущности, поэтому становится рабыней обстоятельств и капризов низкого человека, обобравшего ее.

Женщина понимает, что тратит деньги попусту на бесполезные вещи. Хотя ее дочка в этот момент кормит домочадцев молочным супом, а старикам подает один лишь горох.

Любовь героини

В Париже остался любовник героини. В начале пьесы Раневская игнорирует его внимание и даже рвет отправленные им телеграммы. Но как только она узнает имя покупателя ее родового поместья, все меняется. Женщина оставляет всю свою семью и с последними деньгами отправляется в Париж. Любовь собралась жить там за счет тех средств, что прислала Ане бабушка на покупку дома.

Лопахин же искренне любит Раневскую, но в чувствах он ненавязчив, а потому героиня этого не замечает.

Отношения с окружающими

Описывая характер Раневской, стоит кратко описать ее взаимоотношения с другими персонажами. Самые теплые отношения у героини с ее дочкой Анной, девушка очень впечатлительна. Она не осуждает мать за ее поступки, а напротив, жалеет и решается вместе с ней приехать в Россию.

Отношения Раневской и Гаева

Близкие отношения у нее также с Гаевым, своим родным братом, ведь их сравнивает общее прошлое и родственные связи.

Лопахин — умный мужчина, абсолютно непохожий на Раневскую, что руководствуется эмоциями. Но какой бы ни была разница их характеров, он испытывает жалость к главной героине и честно пытается ей помочь.

Утрата сада

Любови Андреевне сад напоминал годы ее детства и юность. Сколько счастливых моментов она пережила в своем фамильном имении, утопающем в вишневом цвету. Это было радостное для героини время, тогда ей было не за что себя корить, а все невзгоды и грехи этой жизни были впереди. Прогуливаясь по саду, женщина вспоминала годы, когда была маленькой, и потому не могла согласиться на продажу.

Но героиня так и не смогла удержать столь дорогой своему сердцу сад. Она была далека от коммерции и вообще от земной жизни, потому так и не смогла получать с него доход, как это было ранее. Стоило ли приезжать Раневской, ведь она не смогла ничего изменить в судьбе имения.

В письмах Чехова

Антон Павлович неоднократно комментировал персонажей пьесы в своих переписках с близкими людьми. О Любови Раневской, ее характере и внешности автор писал своей супруге Ольге Книппер следующие строки:

Антон Павлович Чехов

  • «…старуха…» (28 декабря 1902 г.);
  • «…Умна, очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице…» (14 октября 1903 г.);
  • «…пожилая дама…» (11 апреля 1903 г.).

Как можно понять по цитатам, Чехов описывал Любовь Андреевну как энергичную, добрую женщину преклонного возраста.

Фильмы на основе пьесы

Образ Любови Раневской, как и самого «Вишневого сада», неоднократно воплощался в жизнь с помощью кинематографа.

Впервые экранизация творения Чехова состоялась в 1981 году в Британии, и называлась картина «The Cherry Orchard». Она была драматичной, а режиссером выступил Ричард Эйр. Героиню Раневской воплотила в жизнь Джуди Денч, а безнадежно влюбленного в нее Лопахина сыграл Билл Патесон.

Фильмы на основе пьесы «Вишневый сад»

В 1999 году пьесу «Вишневый сад» экранизировали еще раз. Картина стала результатом совместной работы Франции и Италии. Фильм режиссировал Михалис Какоянис, он также написал сценарий. В кинокартине были задействованы композиции русского маэстро Петра Чайковского. Съемки прошли в Болгарии. Образ Раневской воплотила в жизнь Шарлотта Рэмплинг, а роль ее брата Леонида исполнил британский актер Алан Бейтс.

Первая российская экранизация вышла лишь в 2009 году, по жанру это была комедия. Написанием сценария и режиссурой занимался Сергей Овчаров. Анна Вартаньян прекрасно исполнила роль Раневской. Во время работы над сценарием Овчаров взял лишь часть из оригинального текста пьесы. Зато он обратился к некоторым недописанным и неопубликованным наброскам Чехова, что сохранились в блокнотах творца.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector