Top.Mail.Ru

Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Жизнь простых русских людей всегда глубоко волновала Некрасова. Поэт понимал и чувствовал их, сострадая им всей душой. В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян, их быт и взаимоотношения он описал ярко и красочно. Тяжкая доля, бесправие, изнуряющий труд и безвыходность воспринимались им глубоко и искренне, поэтому его и называют народным поэтом.

Кому на руси жить хорошо образы крестьян

Что рассказал Некрасов читателям

После отмены крепостничества жизнь простых крестьян стала ненамного легче. Они оставались безграмотными и бесправными. Однако Некрасов прекрасно понимал, что, несмотря на все тяготы, нищету и страдания добрая душа и отзывчивость простых людей оставались отличительной чертой русского народа.

Образы помещиков кому на руси жить хорошо

Великая поэма о крестьянстве «Кому на Руси жить хорошо» повествует, как семеро мужиков, временнообязанных крестьян, решили выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Заспорив и даже подравшись, никто из них не сумел доказать остальным собственную правоту. Чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в путешествие.

Мужики твёрдо решили узнать, есть ли на Руси действительно счастливые люди. Почему это так заинтересовало их? Ведь у каждого из них был дом, хозяйство, бездельничать было некогда. И до этого времени они постоянно трудились от зари до зари, чтобы прокормить свои семьи, но, несмотря на это жили бедно, почти впроголодь. Никто из них не мог позволить себе терять время на пустое любопытство.

В тот день каждый из них вышел из дома не для развлечения или прогулки, а по делу. И случайно они встретились и разговорились. И им так захотелось увидеть, как живут другие люди, что они не удержались и направились искать ответ.

Народ и политические перемены

Согласно царскому указу, реформе 1861 года, крестьяне теперь уже не крепостные, а свободные. И никакой барин более не может заставлять их работать на себя, продавать или обменивать как вещь. Однако намного легче крестьянам не стало. Они по-прежнему вынуждены:

Образы крестьян в поэме кому на руси жить хорошо

  • трудиться до седьмого пота, надрываясь и теряя здоровье;
  • терпеть несправедливость представителей власти;
  • молчать и не выражать недовольства.

И всё же изменения в массовом сознании крестьян, несомненно, произошли. Среди них появляются мыслящие правдоискатели, которые задумываются, и стараются найти ответы на свои вопросы.

Произведение о крестьянах описано простым, народным языком, которым автор владел безукоризненно.

Главные герои поэмы

Все они типичные представители крестьян того времени. Некрасов в своём сочинении не описывает каждого из них подробно, и всё же их образы предстают перед читателем отчётливо. Бедные и неприхотливые, привыкшие к своему бесправию и не знающие другой жизни. Им всем присущи такие черты как:

  • богатырская сила;
  • добродушие;
  • непосредственность и искренность.

Эти простые, неграмотные мужики сами толком не могли объяснить, что же именно означает для них жить хорошо. Что такое счастье, в чём оно заключается. Но любознательность заставляет их проделать длинный путь и размышлять о том, что их так заинтересовало.

Образы помещиков кому на руси жить хорошо

О чём задумались мужики

Каждый из них имеет своё представление, кто может быть счастливым на Руси и выдвигает собственную версию. Роман считает, что довольны своей жизнью помещики, Демьян — чиновники, Лука — попы, Иван и Митродор Губины — что богатые купцы, старик Пахом — что государевы министры, а Пров счастливым называет царя. Что характерно, ни один из героев не думает, что на Руси могут быть счастливы простые люди — крестьяне, солдаты и др. Ведь они сами из этой среды, и хорошо знают, как живёт народ.

За время своего путешествия герои поэмы повстречали много разных людей. Некрасов описывает разговор с деревенским священником, помещиком, бедными крестьянами. Им очень хотелось узнать, кто же может быть счастлив, и что делает его таким.

Кому на руси жить хорошо

Деревенский поп, который встретился им первым, поведал о своей жизни. И она оказалась вовсе не так легка и безоблачна, как представлялось Луке, одному из спорщиков. Священник рассказал им об отношении к нему жителей деревни, их неприязни, насмешках и недоброжелательстве. О необходимости созерцать людское горе, слёзы. О том, что привыкнуть к этому невозможно.

После разговора с ним мужики поняли, что не только бесконечный изматывающий труд, но и морально-нравственные страдания делают человека несчастным. А также и то, что даже простые бедные люди могут быть счастливы, если чувствуют свободу духа.

Описание крестьян

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» простые мужики представлены ярко. Рассказывая про крестьян, Некрасов далёк от идеализации и даёт им неоднозначную характеристику. Он показывает, что не все они готовы избавиться от своей покорности и холопства, описывает пороки, главный из которых — пьянство.

Привычная приниженность

Среди тех, с кем довелось пообщаться странникам, были настоящие рабы, которые и не желали перемен в своём положении. Именно таков верный прислужник князя Переметьева. Он горд тем, что много лет находился подле своего хозяина, был ему верным холопом, допивал за ним «заморские вина», долизывал объедки и даже своей «благородной» болезнью — подагрой. Такое положение не кажется ему зазорным, напротив, он считает себя счастливым.

Образ Якова верного «холопа примерного» также показан в рассказе Некрасова о крестьянах жалким и униженным. Этот человек, много лет служивший у барина Поливанова, терпел произвол. И даже после всех издевательств не переставал заботиться о своём уже совсем больном хозяине. Но в итоге не выдерживает гнусных выходок Поливанова и наказывает его ценой собственной жизни: вешается на глазах у барина. Яков даже не пытается бороться и защищать своё достоинство.

Клим, произведённый князем Утятиным в старосты, чувствует власть и начинает вести себя высокомерно, желая диктовать сельчанам собственную волю, чтобы ощущать свою значимость. Но они испытывают к нему не уважение и страх, а только презрение.

Некрасов кому на руси жить хорошо

Гордые и несогласные

Однако в поэме описаны и примеры неприятия деспотизма и несправедливости. Не все крестьяне готовы были терпеть самодурство господ и бесконечные унижения. И пытались бороться против несправедливости. Это такие герои:

  • Савелий;
  • Яким Нагой;
  • Ермила Гирин;
  • Агап;
  • Трофим.

Они представлены в поэме как настоящие бунтари. Эти крестьянские мужики высоко ценили собственное достоинство и выражали недовольство существующим укладом, мечтая избавить простых людей от рабского положения.

Каторжник Савелий

Савелий, измученный многолетним издевательством немца Фогеля, жестоко расправляется с ним, понимая, что за это его отправят на каторгу. Однако даже к старости сумел сохранить доброту и душевную чуткость. Он мучительно страдает, когда из-за его недосмотра погибает малыш Дёмушка. А также глубоко сочувствует Матрёне, измученной не только тяжёлым трудом, но и грубым, неблагодарным отношением домочадцев, и как может, поддерживает её.

Яким Нагой

Кому на руси жить хорошо кратко

В попытке найти справедливость этот человек вступает в тяжбу с богатым купцом и проигрывает её. Вернувшись домой без гроша, вынужден много и тяжело работать. Но дух его не сломлен. Он не признаёт раболепства и угодничества. Стойко, без жалоб, переносит все удары судьбы. Этот внешне тщедушный, болезненный мужик отличается внутренней силой и твёрдостью.

Яким не стыдится своего простого происхождения, напротив, гордится им. Ведь большинство крестьян — честные труженики, их мозолистые руки не знают отдыха. И мизерные гроши, которые остаются самим работникам за такой тяжелейший труд — это не только огромная несправедливость, ещё и оскорбительно для людей с достоинством, какое есть у самого Якима.

Насмешливые замечания барина на сельской ярмарке о повальном пьянстве в крестьянской среде больно задевают его. Он и сам крепко выпивает. Однако проблема вовсе не так проста, как кажется весёлому помещику. Ему невдомёк, что это единственный способ для крестьян хоть как-то отвлечься от тягот. Им больше ничего не доступно: возможность учиться, читать, развиваться — не для них, ведь они вынуждены работать без конца. Таков общественный порядок. «Нет меры хмелю русскому. А горе наше мерили? Работе мера есть?».

Эти вопросы устами Якима Нагого Некрасов задаёт образованным представителям господствующих классов в ответ на насмешки. Ведь они не имеют представления о жизни бесправных бедняков. И главное: несмотря на пьянство, крестьяне продолжают работать не щадя себя и не получая почти ничего за свой тяжелейший труд.

Ермила Гирин

Этот персонаж также представлен в поэме добрым, порядочным и справедливым человеком, который открыто недоволен существующим порядком. Он старается поддержать людей, будучи бурмистром, чем только может. Его честность и справедливость не позволяют ему поступать иначе. Лишь однажды он поступил не по совести и отправил в солдаты вместо своего брата сына бедной крестьянской женщины. Но внутренние терзания не давали ему покоя до тех пор, пока он не исправил это и не восстановил справедливость.

Агап и Трофим

Оба они также отличаются гордым характером и не желают быть объектом насмешек или игрушкой в руках господ. Однако каждому из них пришлось собственной жизнью заплатить за это. Но люди такого склада своё человеческое достоинство ценят выше.

Женская доля

Кому на руси жить хорошо Матрёна Тимофеевна

Особенно подробно рассказывает Некрасов читателю о жизни русской крестьянки. Он с огромной любовью и симпатией описывает образ Матрёны Тимофеевны, которая рассказывает путешественникам о своей судьбе, полной невзгод и лишений. Счастье ей выпало лишь в девичестве. После замужества эта красивая, сильная женщина не видела никаких радостей.

В новой семье она работает за троих, но домочадцы не ценят её усилий. Ей пришлось похоронить своего первенца, испытать нищету, даже отправить любимых детей просить милостыню. И она объясняет героям, что «не дело среди баб счастливую искать». Однако все тяготы и непосильный труд не сломили её духа и не сделали покорной рабыней, она не очерствела душой даже после стольких бед.

Некрасов хорошо осознаёт, что народ — это сила и мощь. И в своей поэме ему удалось показать, как в нём постепенно «пробуждается» сознание. Простые люди всё больше понимают необходимость защищать собственные права и бороться за них, и обратного пути нет.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector