Top.Mail.Ru

Описание картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом»

Зинаида Серебрякова — одна из известнейших российских художниц. Несмотря на быт, мать двух дочерей и сыновей умела изобразить обыденность легкой, непринужденной, красивой и красочной. Но лишь одна работа в XX столетии смогла настолько покорить ценителей искусства, что попала на петербургскую выставку и в Третьяковскую галерею. Описание картины Серебряковой «За туалетом» позволит понять, почему автопортрету уделено столько внимания.

Картина Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом»

Композиционная основа портрета

Композиция представляет собой автопортрет Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом», которая спокойно расчесывает свои волосы гребешком и прихорашивается перед выходом из дома. Особенность картины заключается в создании эффекта присутствия, словно обозреватель сам находится в комнате и наблюдает за женщиной в зеркальном отражении. К прочим характерным композиционным особенностям стоит отнести:

Молодость и юность художницы

  • молодость и юность художницы, отражающейся в зеркале;
  • отзеркаливание свечи;
  • видение рамы предмета интерьера для реалистичности;
  • естественность позы;
  • непринужденность обстановки.

Из-за всех этих словесных и красноречивых художественных приемов автор полотна позволяет взглянуть на себя его же глазами. На картине наблюдатель видит юную девушку, расчесывающую густые волосы, которая, кажется, вот-вот улыбнется ему или делает свои обычные дела, напевая песню.

Сложно описать словами, какого эффекта художнице удалось добиться. Но создается четкое осознание присутствия при простых обыденных вещах, наполненных теплотой и жизнелюбием.

Предметное рассмотрение картины

На автопортрете Серебрякова изображена в легком летнем платье или ночной рубашке, будто она приводит себя в порядок сразу после утреннего пробуждения. На передний план выходят следующие туалетные принадлежности:

  • флаконы с парфюмами желтого и зеленого цвета;
  • синяя подушка, утыканная шпильками для головных уборов;
  • шкатулка с бусами и другими украшениями;
  • всевозможные атласные и кружевные ленты;
  • салфетки.

Предметное рассмотрение картины

Поистине девичий набор, который можно увидеть на туалетном столике каждой представительницы прекрасного пола. Девушка молода и хочет подчеркнуть свою юность, красоту, игривость соответствующими украшениями. Сам автопортрет выполнен в теплых тонах, подчеркивающих молодость Зинаиды.

В каждом элементе прослеживается любовь к повседневным мелочам. Задний же фон выполнен в приглушенных холодных тонах. Позади прихорашивающейся девушки можно увидеть тазик и кувшин для умывания. Условно напрашивается вывод, что портрет стал отражением внутреннего мира художницы.

История написания полотна

Автопортрет «За туалетом» Серебрякова написала в 1909 году, презентация картины состоялась в том же году. Тогда художнице было всего 25 лет. На тот момент Зинаида Евгеньевна проживала в небольшом селении Нескучное Курской губернии (сейчас территория Харьковской области). При написании картин художница всегда параллельно вела своеобразный дневник в виде писем. О том времени автор полотна говорила, что зима в 1909 году пришла рано, покрыв все земли снегом, нанесенным сильной пургой.

Именно такая погода вдохновила Серебрякову на написание картины. Ведь на улице было так холодно, а в доме всегда уютно, тепло, атмосферно. Тогда девушка принялась за рисование.

Отзывы искусствоведов об автопортрете

Многие искусствоведы положительно отзывались о портретном изображении Зинаиды Серебряковой. Художница хотела показать себя легкой, уютной, по-детски игривой. По словам экспертов, ей это действительно удалось. Известный искусствовед Савинов говорил, что в портрет полностью лишен манерности и надуманности. Что, собственно, было присуще живописи XX столетия. Зинаида выглядит искренней, завораживающе красивой и нежной, вызывая улыбку и радость жизни.

Искусствовед Сарабьянов

Искусствовед Сарабьянов утверждал, что Серебрякова поистине талантлива. В произведении его впечатлила привлекательность девушки, насколько точно переданы ее черты лица и поведение в домашней обстановке. Все это дополняется гармоничной простой обстановкой и ясностью картины.

Художник и критик Александр Бенуа был настоящим фанатом творчества Серебряковой. Он писал о ней множество статей, лестно отзываясь о работах. Что касается портрета «За туалетом», он говорил, что тот стал истинным даром, заставляющим улыбаться во весь рот. Картина выглядит легкой, непринужденной, непосредственной, темпераментной, звонкой и молодящей.

Искусствовед Валентина Князева говорила об автопортрете, что тот стал для художницы программным, словно он изображает идеального гармоничного человека. При написании Зинаидой использовались традиционные технологии искусства прошлых столетий, которые она успешно с годами развила.

Несколько интересных фактов о произведении

Полотно имеет размеры 75 на 65 сантиметров. О картине мир вовсе мог нем узнать, если бы решающую роль в ее демонстрации не сыграл брат художницы — Евгений Лансере. Именно он предложил отправить изображение на седьмую выставку Союза русских художников, что проходила в Санкт-Петербурге. Критики и простая публика восприняли картину хорошо.

Но это далеко не все интересные факты, связанные с историей портрета. К числу таковых стоит отнести следующие сведения:

Картина «За туалетом» в Третьяковской галерее

  1. Сразу после выставки картина, покорившая художника Валентина Серова, критика Александра Бенуа и других экспертов, была куплена Третьяковской галереей.
  2. По своему совершенству и известности полотно «За туалетом» может сравниться лишь с такими полотнами художницы, как «Жатва», «Баня», «Беление холста».
  3. При работе над произведением Серебрякова использовала белила, превосходно отражающие свет.
  4. В качестве художественного обрамления используется отражение зеркальной рамы, что усиливает эффект присутствия и глубины пространства.
  5. При написании использовалась многослойная (многосеансная) техника. Это позволило Зинаиде четко смоделировать формы предметов и проработать детали.

Во время написания картины супруг художницы находился в командировке. Именно поэтому она решила остановиться в его фамильном имении на сельском хуторе. Так как зима пришла рано, маленький, хорошо протапливаемый дом стал отличным вариантом для комфортного проживания.

Примечательно, что на выставке в Петербурге было представлено 14 работ художницы. Но лишь «За туалетом» была удостоена такого повышенного внимания, словесных похвал. Наверное, поэтому во время уроков по обществознанию в 6−7 классе школе преподаватели уделяют особое внимание этой работе Серебряковой, давая возможность школьникам написать сочинение, наполненное своими размышлениями и гипотезами.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector