Top.Mail.Ru

Сочинение-описание по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»

Много произведений искусства было создано как дань уважения и памяти защитникам отечества. Это картины, книги, музыкальные произведения. Всех их объединяет желание отразить историю. Среди них не последнее место занимает триптих Юрия Ракши «Поле Куликово», в который входят картины «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и «Предстояние». Сочинение по картине Ракши «Проводы ополчения» входит в программу 8 класса.

Картина Юрия Ракши «Проводы ополчения»

Краткая биография Юрия Ракши

Юрий Мефодиевич Ракша родился в 1937 году у простых уфимских рабочих. После раскулачивания семья перебралась в Башкирскую АССР, где и жила до 1950 года.

Юрий Мефодиевич Ракша

Отец художника в 1939 году был призван, и до окончания Второй мировой находился на фронте, поэтому мальчик всё детство провёл без него. Помимо учёбы в школе, он с 10 лет занимался в художественном кружке, а летом подрабатывал пастухом, помогая семье в трудное время.

В 1950 году семья во главе с вернувшимся с войны отцом переехала на Украину, после — обратно в Уфу. После 8-го класса Юрий уехал на учёбу в Москву. Там он окончил художественный факультет ВГИКа и школу при институте имени Сурикова.

Его основным занятиям была деятельность художника-постановщика в кино. Среди работ с его участием знаменитые фильмы: «Дерсу Урзала», «Восхождение». Помимо этого, он создавал живописные полотна на основе зарисовок из поездок по СССР и иллюстрации к книгам.

Самые знаменитые картины художника:

  • «Зимний полустанок»;
  • «Моя мать»;
  • «Земляничная поляна»;
  • «Продолжение»;
  • триптих «Поле Куликово».

История и персонажи

Создание триптиха «Поле Куликово» приурочено к шестисотлетию Куликовской битвы, в которой князь Дмитрий Иванович во главе русского войска выступал против Золотой Орды под предводительством Мамая.

«Проводы ополчения» Ю. Ракши повествует о времени, когда князь Дмитрий собирал русское ополчение для отпора наступающим золотоордынцам. Собралось 200 000 человек, в основном московских людей. Именно сцену проводов войска на битву и запечатлел Юрий Ракша.

Главные герои:

Триптих «Поле Куликово»

  1. На первом плане изображён групповой портрет женщин и детей.
  2. Центральной является фигура беременной жены Дмитрия, Евдокии.
  3. Мальчик и девочка рядом с ней — дети князя. Мальчик грустен, рука матери покоится на его плече, а девочка смотрит на воинов с интересом, словно ищет среди них знакомые лица.
  4. Остальные женщины, облаченные в тёмные одежды, плачут, крестятся и крестят проходящих мимо солдат.

Ополченцы, составляющие средний план картины, проходят мимо толпы провожающих стройной колонной. В ней — и всадники, и пехотинцы в железных остроконечных шлемах и кольчугах со знамёнами и копьями в руках. Задний план — белокаменные московские стены, мимо которых протекает широкая река.

Цветовая палитра

Примечателен выбор цветов на картине. Несмотря на общее грустное настроение, полотно достаточно яркое, особенно выделяется золотой наряд Евдокии. В тёмное облачены остальные женщины в группе провожающих, да и сами солдаты словно проходят в подобии тени.

Если приглядеться к оттенкам, господствующим в изображении, можно заметить, что художник использовал много красного: картина как будто пропитана им, словно в каждую использованную краску Ракша добавлял красноты. Все тени на полотне — красноватые, одежды женщин — тёмно-бордовые, даже на белых стенах города можно заметить розовые оттенки. Красный — цвет крови, цвет тревоги, цвет любви патриота к Родине, провожающих — к своим родным, что уходят на поле боя.

Символика в картине «Проводы ополчения»

Описание картины стоит начать со стоящей в центре композиции Евдокия, ведь недаром она изображена самой яркой фигурой. Она, несмотря на явную скорбь на бледном лице, является элементом, символизирующим прямо противоположное войне понятие — жизнь, надежду на светлое будущее родины. На это указывают и её дети, в том числе и нерожденный ребёнок. Она мать, та, кто рождает на свет новых людей. Она золотой свет жизни.

В центре композиции Евдокия

Остальные женщины символизируют глубокую скорбь. Одна из них сидит на земле, схватившись рукой за голову, её лицо словно мертво. Возможно, она провожает на войну своего единственного сына или любимого мужа — последнее, что у неё осталось. Одна девушка крестится и кланяется проходящим воинам. Сразу заметно, что все женщины из разных сословий: старуха в тёмной рясе — крестьянка, девушка в богатом головном уборе — из купечества, а Евдокия — из высшего сословия. Таким образом, художник показал, как общее горе сближает всех людей, от мала до велика, и богатых, и бедных.

Колонна воинов, кроме того, что словно прикрыта тенью, изображена как бы несколько размытой. Это говорит о том, что все воины равны перед лицом смерти. Она не избирательна, её ледяное дыхание может коснуться каждого.

Эта «размытость» словно стирает границы между солдатами, уравнивает их, и вместе с тем — объединяет в массу, которая способна противостоять опасности.

Над людьми и городом раскинулось безмятежно-голубое небо, а за ними — зелёные поля. Это символ мирной жизни, которую оставляют воины ради защиты родины. Немногие из них вернутся сюда, под небесную синь, на зелёные луга, в родной город. Они знают это, но идут навстречу гибели.

Юрий Ракша смог создать невероятно правдивое, точное, атмосферное полотно. Оно словно говорит: Родина — вот что ценно, вот ради чего стоит бороться и отдавать жизни. Сочинение на тему «Проводы ополчения» в 8 классе — крайне интересная и захватывающая тема, над которой стоит порассуждать.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector