Top.Mail.Ru

Анализ произведения Пушкина «Моцарт и Сальери»

Одна из самых ярких и противоречивых поэм в драматургии Александра Сергеевича Пушкина — «Моцарт и Сальери». Анализ произведения позволяет раскрыть его основные темы — опасность зависти и конфликт между музыкой в форме искусства и ремесла. Сюжет трагедии основан на многочисленных слухах и исторически недостоверен, однако это не снижает его литературной ценности.

Произведение Пушкина «Моцарт и Сальери»

История написания

Исследователи творчества Пушкина считают, что мысли о создании поэмы возникли у Пушкина в 1826 г. во время ссылки в Михайловском. Однако возможность их реализации появилась только в период Болдинской осени. Время холерного карантина в 1830 г. было одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Тогда он вспомнил о ранее сделанных набросках и приступил к написанию произведения. Оно стало вторым в цикле «Маленькие трагедии». В планах автора было написать девять подобных произведений, но он остановился на четырех.

Пушкин обратился к теме загадочной гибели австрийского композитора неслучайно. В 20-е годы XIX в. существовал культ Моцарта. Поклонники его музыки терялись в догадках по поводу безвременного ухода из жизни своего кумира. При написании стихотворения поэт опирался на несколько источников:

Легенды о Микеланджело

  • Слухи о Сальери. В 1824 г. по Европе прокатились известия о том, что находящийся в психиатрической клинике придворный музыкант признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре они были опровергнуты.
  • Легенды о Микеланджело. По легенде, итальянский скульптор распял своего натурщика в попытке изобразить библейскую сцену. На этот поступок ссылается в конце произведения Сальери. Сцена раскрывает тему преступления во имя искусства.
  • «Драматические сцены» Барни Корнуолла. Вдохновили поэта на написание «Маленьких трагедий». Они стали основой структуры цикла, из них взят ряд текстовых строк.
  • «Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера». Поэту не была известна точная биография Сальери и не находил нужной для себя информации в сообщениях имеющихся источников. В «Музыкальной жизни» подробно описан творческий и жизненный путь известного музыканта. Вот почему это произведение стало для Пушкина опорой в творчестве.

Первоначально автор хотел назвать пьесу «Зависть», что лаконично отражало суть. В конце 1831 г. ее опубликовали в альманахе «Северные цветы». В произведении была указана дата его завершения — 26.10.1830 . Поэт понимал, что сюжет и характеры героев — вымысел. Однако его забавляло отношение публики к описанной истории.

Поскольку факт отравления Моцарта его коллегой не был доказан, пьеса не могла претендовать на звание исторической.

Герои пьесы

В пьесе два основных и два второстепенных персонажа, у каждого из которых — свои цели. Исследователи отмечали, что у героев нет ничего общего со своими прототипами, поэтому считается, что все участники пьесы — вымышленные. В произведении читателей ждет встреча со следующими персонажами:

Композитор Моцарт

  • Моцарт (основной) — жизнерадостный и добродушный молодой композитор. Сумел раскрыть свои музыкальные способности. С доверием относился к людям. Из-за этого не сумел разгадать черный замысел своего соперника, с которым часто сближался.
  • Сальери (основной) — высокомерный, безжалостный и завистливый человек. С детства отказался от всего ради обучения музыке. Однако она давалась ему с трудом. Только упорный каждодневный труд помог Сальери сделать из музыки ремесло, стать придворным музыкантом. Появление Моцарта на музыкальном Олимпе вызвало в нем зависть и гнев. То, к чему он шел годами, у талантливого композитора выходило радостно и легко благодаря таланту, а не работе над собой. Пробудившаяся гордыня нашептывала ему, что гения следует сдержать. Задумав избавиться от конкурента, он подсыпал в бокал композитора яд.
  • Человек в черном (второстепенный). Вестник смерти в произведении. За три недели до описываемых событий пришел к Моцарту и заказал ему «Реквием». С тех пор незнакомец постоянно мерещится композитору. Перед смертью автор исполняет «Реквием», за которым никто не пришел.
  • Старик со скрипкой (второстепенный). Слепой музыкант исполняет гениальную музыку с ошибками. Это злит Сальери, но вызывает благодарность у его соперника, который награждает слепого музыканта.

Старик со скрипкой

Краткое содержание

Трагедия состоит из двух актов. Для описания первого действия автор выбирает комнату Сальери, который рассуждает о своей любви к искусству и существовании истинной правды в мире. К нему присоединяется Моцарт. Он приводит случайно встреченного в трактире слепого музыканта и просит скрипача что-нибудь сыграть. Фальшивое исполнение злит Сальери и смешит Моцарта, который дает старику немного денег.

После ухода скрипача Моцарт рассказывает коллеге о том, что сочинил новую музыку. В душе Сальери взбешен, но ему приходится скрывать зависть за вежливостью. Он называет молодого человека «богом, не понимающим своей божественности».

 Сальери снова остается один и предается размышлениям

Во втором действии Сальери снова остается один и предается размышлениям. Считая талантливого коллегу угрозой искусству, он принимает решение использовать яд. Встретившись с Моцартом в трактире, завистник слушает его откровения. Молодой композитор признается, что его тревожит заказанный незнакомцем Reqiuem. Однако Сальери убеждает его в безосновательности страхов.

Придворный музыкант вспоминает фразу старого приятеля Бомарше о том, что любая проблема становится пустяком для того, у кого в жизни есть бокал шампанского и книга «Женитьба Фигаро». Моцарт вспоминает слухи о том, что Бомарше однажды отравил кого-то. Однако его коллега говорит о том, что драматург был слишком смешным и неспособным на подобное коварство.

Моцарт соглашается с этими словами и произносит знаменитую фразу о несовместимости гения и злодейства. В этот момент коллега подсыпает в стакан с его напитком яд. Опомнившись, завистник пытается остановить молодого композитора. Однако тот выпивает вино, садится за рояль и играет «Реквием». Сальери плачет, но не из жалости или мук совести. Он доволен выполненным перед искусством долгом. Моцарт чувствует себя плохо и покидает трактир.

Оставшись наедине с собой, Сальери пытается найти оправдание своему поступку и вспоминает о легенде, по которой Микеланджело Буонаротти принес человеческую жертву ради искусства. Однако вскоре начинает думать, что это только народные выдумки.

В итоге Сальери начинают одолевать сомнения в своем поступке, и гениальный Моцарт уже после смерти вновь выходит победителем из их противостояния.

Тема и жанр

Сальери и Моцарт

В произведении Пушкина раскрыт распространенный литературный сюжет, в котором конфликтуют рационалистическое и творческое начало. Пожилой Сальери добился своего положения придворного музыканта тяжелым трудом. Моцарта одарила природа. Молодой и беззаботный, он сочиняет музыку с легкостью, не задумывается о завтрашнем дне. У него есть все, чтобы быстро стать успешным и знаменитым.

Несмотря на то что между коллегами завязывается дружба, Сальери мучается от зависти. Он считает молодого коллегу недостойным своего таланта. По мнению Сальери, тот должен понимать свою избранность и благодарить небо за редкий дар. Разрушительное чувство зависти становится основным фактором развития сюжета. Она вынуждает Сальери пойти на преступление и лишить жизни гения.

Главная мысль поэмы проста. Совершив грех, преступник остается один на один со своей совестью. Ему не удается уйти от конфликта с самим собой, ведь проблема не решена. Она находится внутри самого человека. Отравленный композитор поражает друга фразой: «Гений и злодейство несовместимы». Он снова вышел победителем. Он чище, гениальнее, выше подлости и злобы.

Жанру, в котором написано произведение, присущ острый конфликт, четкая идея, насущная проблематика и драматический финал.

Как и большинство трагедий, поэма изложена белым пятистопным (шекспировским) ямбом. Объем текста невелик, сюжет прост. Маленькая трагедия в два действия содержательна в смысловом и философском ключе.

Особенности композиции

В основе описываемого Пушкиным сюжета лежит противостояние добра и зла. Поэт говорит о том, что зависть ранит человека, а потом душит. Важные композиционные особенности произведения:

Монологи и размышления Сальери

  • В начале и конце трагедии присутствуют монологи и размышления Сальери. Мысли опытного придворного музыканта глубоки, а его рассуждения о музыке, труде и искусстве лежат в основе произведения. Используя этот прием, Пушкин показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
  • Характер монологов злоумышленника резко меняется во второй части. Его логичные рассуждения сменяют отрывистые, противоречивые фразы. Это свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
  • Связующее звено между описываемыми событиями и размышлениями злодея — флакон с ядом. Он у Сальери всегда при себе, что демонстрирует темную сторону его души. Имея отраву под рукой, завистник быстро переходит к действиям.
  • Фразу о гении и злодействе произносят оба героя. Первым — Моцарт, затем — Сальери. Этим Пушкин подчеркивает главную мысль своей литературной работы.

Разбор трагедии

Проводя анализ «Моцарта и Сальери» Пушкина, следует отметить художественные средства, найденные поэтом для своих героев. Сальери общается напыщенно, в его речи много литературных штампов. Он высказывается уверенно, часто говорит сам с собой. Поэтому на монологах злодея основана большая часть пьесы.

Моцарт выражает свои мысли неуверенно, говорит редко. В его высказываниях часто встречаются слова «кто-то», «что-то», «кое-что». Однако первым главную фразу о злодействе и гении произносит именно он. Из содержания пьесы можно понять, что в ней звучит только музыка молодого гения и нет ни одной ноты из произведений Сальери. Проводить анализ поэмы для урока литературы следует кратко по такому плану:

Пишет план произведения «Моцарт и Сальери»

  1. Название. «Моцарт и Сальери».
  2. Кто написал. Русский поэт А. С. Пушкин.
  3. Период написания. 1830 г., осень в Болдино.
  4. Основа. Легенда о безвременной кончине австрийского композитора Моцарта и слухи, порожденные этим событием.
  5. Направление. Классицизм (единство времени, места, действия).
  6. Тема. Конфликт между творческим и рационалистическим началом. Герои произведения по-своему пришли к успеху: Сальери — через упорный труд. Моцарт — благодаря природному таланту. Легкость, с которой композитор сочиняет гениальную музыку, вызывает чувство зависти у его старшего коллеги.
  7. Жанр. Трагедия в двух действиях. Монологи и диалоги написаны белым стихом.
  8. Композиция. Традиционная. Монологи Сальери окольцовывают действие.
  9. Цитаты. «Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» (Сальери). «Нас мало избранных, счастливцев праздных» (Моцарт).
  10. Выводы. Поэма объединила реальную жизнь, автобиографические мотивы и философские размышления. Пушкин был убежден в несовместимости гения и злодейства, что изобразил в своей трагедии. Несмотря на небольшой объем, произведение затрагивает важные жизненные темы. В сочетании с драматическим конфликтом они создают оригинальную сюжетную линию.

Анализ структуры и особенностей поэмы позволяет говорить об уникальности «Маленьких трагедий» Пушкина. К этому жанру относят также произведения автора «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Написанные в направлении классицизма, литературные работы побуждают читателей размышлять по поводу вечных тем и неразрешимых конфликтов.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector