Top.Mail.Ru

Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»

В известном произведении Николая Островского нет случайных персонажей. И главные, и второстепенные герои выполняют важные функции, которые возложил на них автор. Одни прямо влияют на сюжет, а другие оттеняют собой действия самых ярких личностей. Роль и характеристика Феклуши в «Грозе» представляются сложными, и чтобы понять, кто она и зачем нужна в пьесе, следует провести небольшой анализ.

Драма «Гроза»

Образ и характеристика

Об этой героине известно, что она была странницей. В давние времена так называли людей, которые ходили из одного города в другой, а иногда забредали и в соседние страны. Странники питались тем, что подадут добрые люди, а всё свободное время проводили в молитвах.

Внешность автор не описывает подробно. Можно предположить, что это была женщина в возрасте около 35 или 40 лет. Она могла считаться человеком в годах, однако её нельзя было назвать пожилой.

Одета Феклуша в старую, истрепавшуюся одежду. Скорее всего, её лохмотья уже не имели цвета, так как путешествовать приходилось по грязи и пыльным дорогам.

Характеристика Феклуши в драме «Гроза»

Самая важная деталь в образе женщины — полусумасшедший взгляд. Также читателям известно, что у странницы были растрёпанные волосы, но эту черту можно назвать второстепенной. Именно намёк на сумасшествие блаженной позволяет лучше понять нравы города Калинова и уровень интеллекта его жителей. Ведь по мере развития сюжета нашлись люди, которых Феклуша сумела убедить в своей правоте, хотя её речь была обрывистой, местами бессвязной и больше напоминала набор слов. Женщина то восторженно голосила, то начинала бормотать, то громко ругала всех, кто, по её мнению, живёт «во грехе».

Первое появление в пьесе

Образ Феклуши в пьесе «Гроза» раскрывается постепенно. Сначала зрители видят её после монолога изобретателя паровой машины. Прототип механика-самоучки Кулигина — реальный учёный Иван Кулибин. Персонаж пьесы — почти антипод Феклуши. Первая — тёмная и необразованная, второй — стремящийся к знаниям и старающийся донести свет науки до закрытых умов калиновцев.

Кулигин в драме «Гроза»

Попытки Кулигина просветить народ остаются безуспешными, и по сравнению с ним даже Феклуша предстаёт убедительным оратором. Она с таким воодушевлением рассказывает о чудесах, многие из которых существуют лишь в её воображении, что люди охотно верят каждому слову. Речь странницы изобилует церковными и просторечными выражениями, придающими ей особый колорит. Примеры:

  • «бла-алепие»;
  • «красота дивная»;
  • «в обетованной земле живёте»;
  • «благочестивый»;
  • «милая»;
  • «благодетелями многими украшенный».

Пока Кабаниха без повода распекает детей, странница рассыпается в восторгах, восхваляя нравы горожан. Она говорит, что у хозяйки дома доброе сердце, ведь та не пожалела для Феклуши подаяния и сказала несколько слов. На самом деле все восторги лживы, а странница пропитана неискренностью. Эти черты характера присущи не только ей. Так ведут себя большинство блаженных, вынужденных приспосабливаться к каждому, кто подаст кусок хлеба. Таким образом, уже во время первого появления этой героини можно отметить такие черты её личности:

  • склонность к лицемерию;
  • умение пресмыкаться перед теми, кто сильнее;
  • способность быстро оценить обстановку, чтобы сказать нужные слова.

Блаженной нищенке несложно было сделать так, что сварливая женщина прониклась к ней расположением.

Беседы с Глашей и Кабанихой

 Феклуша появляется на сцене уже в доме Кабановых

Второй раз Феклуша появляется на сцене уже в доме Кабановых. Она разговаривает с Глашей, и здесь можно заметить, что дворовая девка, хоть и не имеет образования, способна поставить странницу на место. Сначала силы собеседников примерно равны. Когда Феклуша просит, чтобы Глаша присмотрела за убогой, дворовая девушка даёт понять, что сама способна разобраться и отличить плохого человека от хорошего. По её словам, нищие любят «клепать» один на другого, хотя могли бы жить спокойно в купеческом доме, где им предоставили кров и вдоволь еды.

Феклуша не унимается и сообщает о чудесах, которые происходят в дальних странах. В результате она всё-таки заинтересовала Глашу, заставив поверить в дивные сведения. Явления, люди и мифические существа, о которых рассказывает странница:

  • существа с «пёсьими головами»;
  • «салтаны», творящие неправедный суд;
  • «враги», приставленные к нищим, чтобы те боролись со своими грехами.

Третий эпизод, в котором задействована Феклуша, разворачивается на скамейке. Странница беседует с Кабанихой. Заметно, что мать Тихона ведёт себя по-разному с детьми, невесткой и нищенкой. Когда Феклуша рассказывает о безобразиях и ужасах, творящихся в мире, хозяйка дома не спорит, не одёргивает её, а слушает и иногда поддакивает. Кабаниха не так страшна, какой кажется в сценах с участием Катерины. Характер этой женщины многогранен, и в какой-то мере она сама вынуждена подстраиваться под уклад. Женщину приучили к этому с детства, и в других обстоятельствах она могла бы быть иной.

Феклуша разговаривает в прислугой

В беседе с Феклушей Кабаниха не выглядит деспотом. Она больше похожа на несчастную, уставшую женщину, обессилевшую от необходимости удерживать то, что рассыпается на глазах. Старый уклад отжил своё, но хозяйка не понимает, почему молодёжь не хочет жить по правилам старших. Мириться с этим сложно и больно.

Автор неслучайно вложил рассказ о неприятных переменах в уста полоумной женщины. Островский даёт современникам время на размышления. Они пока не готовы принять, что времена стали другими, и автор благосклонно наделяет их возможностью выбирать. Прислушиваться к словам блаженной необязательно. Другое дело, если бы с таким убеждением вещал Кулигин, но он другой по натуре.

Феклуша выступает как вестник перемен, хотя отрицательно относится к новому. Сначала её слова вызывают усмешку, затем ей удаётся сделать так, что Глаша «развесила уши», а в конце к ней прислушивается сама Кабаниха.

Мотивы странничества в русской литературе

Во многих произведениях русских классиков среди других персонажей можно увидеть странников. Это целый социальный слой, без которого невозможно представить быт народа. Авторы, в чьих произведениях есть путники:

  • Достоевский;
  • Горький;
  • Пушкин.

Много примеров странничества и в фольклоре. В русских сказках читатели встречаются с «каликами перехожими», путниками, старичками и старушками, бредущими по свету в поисках истины. Русские богатыри тоже не отличались склонностью сидеть на месте. Илья Муромец, Иван-царевич, сыновья простых людей — все отправлялись на поиски лучшей жизни или просто приключений. В этом плане Островский не был первопроходцем, но он стал первым, кто поменял восприятие персонажа с положительного на отрицательное.

Особенности работы с произведением

В рамках школьной программы учащиеся получают задание составить цитатный план по произведению и написать сочинение. Другие варианты заданий:

  • составить речевое описание и характеристику Феклуши в «Грозе» с цитатами;​
  • провести сопоставление образов странницы и Кабанихи;
  • назвать все разговоры, в которых участвовала блаженная;
  • пояснить, зачем автор ввёл этого персонажа.

В качестве цитат можно взять любые фразы, сказанные Феклушей и содержащие необычные для современного человека слова. Они отлично характеризуют странницу и отражают её двуличие. В сочинении стоит кратко назвать основные черты характера:

  • хитрость;
  • лживость;
  • инфантилизм;
  • умение приспосабливаться к обстоятельствам и быть убедительной, когда нужно.

Роль, которую играет Феклуша в драме «Гроза»

Говоря о роли, которую играет Феклуша, стоит подчеркнуть, что она сумела увлечь слушателей своими небылицами, хотя по уровню развития осталась почти ребёнком. На самом деле многое из того, о чём рассказывает женщина, существовало в реальности, но воспалённому воображению все эти вещи и явления казались чудесами. Недостающие детали Феклуша придумывала, а всё непонятное объясняла происками врагов.

Парадокс в том, что странницу тоже можно назвать лучом света в тёмном царстве, только свечение очень слабое и с религиозным оттенком. Благодаря блаженной женщине читатели видят, что Кабаниха может быть разной, а значит, Катерина могла попытаться ей противостоять. Последняя была слишком внушаемой, и к печальному финалу привело бы любое неординарное событие, а не только раскаты грома.

Тревожная натура Катерины, не умеющей или не желающей сопротивляться обстоятельствам, предопределила исход сюжета, и благодаря присутствию Феклуши это особенно заметно. Вот каково значение этого персонажа.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector