Top.Mail.Ru

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Основные человеческие ценности, как известно, заключаются в любимой работе, семье, воспитании детей и любви к своей земле. Женские образы в «Тихом Доне» Шолохова являются олицетворением теплого дома, любви и верности. Разные судьбы героинь помогают автору эпопеи полнее раскрыть жизненные проблемы донского казачества, характер и внутренний мир станичников в лихое время Гражданской войны.

Роман Шолохова «Тихий Дон»

Аксинья Астахова

Одной из основных сюжетных линий в романе Шолохова является любовь Григория Мелехова к бойкой казачке Аксинье Астаховой. В народе про нее ходила недобрая молва как о падшей и развратной «бабенке». Для Григория же она была любимой женщиной, самой верной и преданной. Девушку выдали замуж за Степана совсем молоденькой, и этот брак не принес ей женского счастья. Постоянные мужнины побои окончательно остудили ее чувства к нему, поэтому можно понять ее мечту «за всю жизнь горькую отлюбить».

И женщина упорно защищает свою любовь. Ее страстное чувство к Григорию не могут понять жители хутора, сторонники патриархальных семейных устоев. Любовь — самое главное в ее жизни, и вначале в ней больше животного начала: Аксинья не может без мужской ласки, этим и объясняются измены:

Аксинья Астахова

  1. Уже полюбив Григория, продолжает жить со Степаном.
  2. От горького одиночества сходится с Листницким, когда любимый возвращается в семью.

Однако ее самозабвенная любовь к Григорию, ради которой Аксинья готова на все, может оправдать и ее некоторый эгоизм, и жестокость к жене Мелехова Наталье, и даже измены. От страницы к странице Аксинья меняется, ее чувства становятся добрее, как и ее любовь. После рождения дочери в авторском описании уже нет слов «жадная» и «порочная», походка ее становится «уверенно-счастливой».

Находясь в разлуке с любимым, она сближается с его сыном Мишаткой, а когда умирает Ильинична, ухаживает за детьми, как за своими.

Те, видя ее искреннее участие, тепло принимают ее заботу. Даже по отношению к Григорию она становится по-матерински нежной. Григорий удивляется ее самоотверженности и готовности пойти с ним хоть на край света, ласково говоря: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!» Жадно-страстное, почти животное чувство Аксиньи на глазах читателей превращается в высокую, жертвенную, почти материнскую любовь.

Душа героини наполняется новым содержанием, внутри нее бушует весна. Жизнь без любви не имеет для нее смысла, она помогает ей жить, но она же и приводит к гибели. Женщина ищет покоя и тихого семейного счастья, но происходящие вокруг события не дают их обрести. Жизнь заставляет ее скитаться вместе с Григорием, не принятым новой властью и ставшим изгоем в родной станице. И кто знает, может быть именно смерть от случайной пули даст ей успокоение.

Наталья Мелехова

Наталья Мелехова

Передавая портрет «дюже красивой» (по словам Аксиньи) Натальи, писатель отмечает её открытые серые глаза, смущённую улыбку, по-девичьи застенчивый взгляд и «большие, раздавленные работой руки». После родов Наталья немного пополнела, но даже Григорий не мог отрицать ладность и степенность её фигуры и «широкую рабочую спину». Именно трудолюбием и скромностью покорила она душу Ильиничны, когда та выбирала невесту для сына. По сравнению со своей соперницей Аксиньей, ее любовь к Григорию кажется, на первый взгляд, немного холодной.

На самом деле чувства ее глубоки и по сравнению с Аксиньей духовно наполнены. «Тайное, неуловимое» в ней заметил и сам Григорий еще во время сватовства. За всем обликом и поведением Натальи стояла внутренняя наполненность и чистота: «…глаза ее вспыхнули таким ярким брызжущим светом радости, что у Григория дрогнуло сердце, и мгновенно и неожиданно увлажнились глаза». После рождения детей женщина стала смелее, «расцвела и похорошела диковинно», лицо «радостно зарумянилось».

Она очень любила мужа, каждый разговор с ним приносил ей радость и волнение в сердце. Этим она заслужила зависть беспутной Дарьи и уважение свекрови, а с Дуняшей они были как подруги. К сожалению, любовь Натальи трагична. Почти сразу после женитьбы Григорий сказал ей: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…». Она пыталась бороться:

  1. В первый раз, когда пошла к сопернице, «игру вела» Аксинья, стараясь побольнее уколоть и оскорбить ее, так как чувствовала телесную власть над Григорием.
  2. При второй встрече Наталья обвинила Аксинью в распутстве и напомнила все ее измены: «Ты и с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят, так не делают».

Только она не учла, какие изменения произошли с Аксиньей, и последняя одержала победу, оказавшись духовно сильнее Натальи. Та, в свою очередь, не обращая внимания на бабские пересуды, тихо переживала и терпеливо ждала, что муж вернется.

Когда тот действительно вернулся, в семье, казалось бы, должны были наступить покой и счастье, но годы военного лихолетья спутали все карты, и судьба снова сводит героя с Аксиньей.

Наталья просит возмездия

Теперь У Натальи уже не было больше сил на борьбу за «непутёвого своего Григория», и в полном отчаянии она просит возмездия. Были окончательно порушены те православные устои, на основе которых воспитывала ее мать, борьба за их святость отняла у бедной женщины все силы, и она гибнет, на этот раз навсегда. Обе главные героини произведения и умирают одинаково, истекая кровью: Наталья долго еще находилась в сознании, мысленно желая проститься со всеми, а от Аксиньи жизнь ушла в один миг.

Образ Ильиничны

Покоряет сердца читателей образ еще одной женщины в сочинении Шолохова — Василисы Ильиничны Мелеховой. К началу действия в романе ей нет и пятидесяти и кажется она незаметной. Писатель в первых главах даже не дает ее портретной характеристики, а только отдельные детали: «узловатые и тяжелые руки», шаркающая походка. Жизнь ее не была богатой, много горестей пришлось ей пережить на своем веку. В молодости, из-за частых побоев мужа «по месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей вскормила».

Образ Ильиничны

При этом в Ильиничне сохранились понимание и доброта к людям. Осознавая мучения Натальи, относится к ней, как к родной дочери, старается брать основную работу по дому, чтобы та поспала лишний часок. Она смогла простить даже Мишку Кошевого, который убил ее старшего сына Петра, но принять его как зятя долго не соглашалась. До старости эта женщина сохранила молодую стать («плавает гусыней») и твердость характера. Она недовольна порочной связью своего сына Григория с Аксиньей. Когда услыхала от снохи, что та просит о смерти мужа, заставила ее читать молитву.

И хотя жизнь с мужем Пантелеем Прокофьевичем дается ей несладко, женщина сохраняет с ним ровные отношения и заботливо, несуетливо ведет хозяйство и с любовью ухаживает за внуками. И хотя осуждает старшую сноху Дарью за слишком вольное поведение, скрывает от мужа ее болезнь, чтобы тот с позором не прогнал ее. Пожилая женщина не обращает внимания на мелочи, сохраняя мир и порядок в семье. Не разбираясь в политических событиях, Ильинична иногда оказывается дальновиднее и мудрее мужчин.

Ильинична с Дуняшей

Например, она выговаривает младшему сыну, когда тот порубил матросов: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость». После убийства Дарьей пленного она «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям». Заметив, как Кошевой любит Дуняшу и как теплеет его колючий взгляд при виде детишек, она примиряется с их предстоящей свадьбой. Если раньше она была сдержана в своих чувствах, то последние дни ее наполнены мыслями о Гришеньке. Война и общая боль за близких примирили ее с Аксиньей.

Ильинична умирает, не дождавшись Григория, и Аксинье трудно узнать в мертвой маленькой старушке прежнюю мужественную Ильиничну. Образ этой мудрой женщины, настоящей матери, играет большую роль в произведении. Она единственный человек, кто живет по-божески.

Григорий давно от православной веры отрекся, так как «ежели бы был — не имел бы права допущать людей до такого беспорядка». Ильинична, не принимая всем сердцем насилия и братоубийства, верит в справедливость и по традиции ассоциирует ее с Богом.

Другие женские персонажи

Особое отношение автора заслужила самая молодая героиня романа — Дуняша Мелехова. В ее лице Шолохову виделось новое поколение донских казачек, которые стремятся к образованию, но все так же по традиции крепко связаны с семьей. Она тяжело пережила смерть своих близких, но имеет сильный характер, и с этим считаются окружающие. Девушка добивается церковного бракосочетания с Михаилом Коршуновым, который, воюя на стороне красных, убивает ее брата.

 Дуняша Мелехова

Находясь между двух огней, она сохраняет теплые отношения с братом Григорием и воспитывает его сына Мишатку. Она так же, как когда-то ее мать, умело ведет дом, справляется с хозяйством без посторонней помощи. Старшая сноха Мелеховых Дарья совсем другая — веселая, беззаботная, как ребенок. Не терпит командного тона свекра и домашнюю работу, интересуется лишь нарядами, выпивкой и мужчинами.

После смерти мужа Петра Дарья потеряла всякую стыдливость, отдавалась первому встречному, даже старому Пантелеевичу себя предлагала. В конце концов, заразившись сифилисом, поняла, что жизнь кончена, и пожалела о своей буйной молодости: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Понимая, что скоро все раскроется, и позор ляжет на семью Мелеховых, она нашла в себе мужество достойно уйти из жизни.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector