Top.Mail.Ru

Сны Раскольникова и их значение: сочинение и анализ каждого сна

Человеческие сны как таковые ещё не изучены полностью. Кто-то считает, что они нам ниспосланы божественными сущностями, и если их проанализировать, можно многое узнать, кто-то — что это просто игра подсознания, которому присниться может что угодно. Как бы то ни было, сны в человеческой культуре всегда играли роль чего-то, что идёт из бессознательного и составляет скрытые мысли и чувства. Сочинение-анализ на тему снов Раскольникова и их значения, а также краткое содержание всех снов помогают лучше понять этот колоритный персонаж и прочувствовать всю глубину его переживаний.

Сны Раскольникова и их значение

Убийство лошади

Первое сновидение Раскольникова происходит накануне убийства старухи. Пересказ его переносит нас в детство героя. Он гуляет с отцом «в праздничный день за городом», и проходят они мимо кабака, где «всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались…». И видит Родион, что в огромную телегу для ломовых коней впряжена «маленькая, тощая, саврасая клячонка». Из кабака выходит орущая толпа, и один, «молодой, с толстою такою шеей и мясистым, красным, как морковь, лицом» по имени Миколка, приглашает всех садиться, утверждая, что ледащая кобылка «вскачь пойдёт» с этаким возом.

С него смеются, но пьяный не слушает и продолжает зазывать всех в телегу. Люди в конце концов соглашаются и со смехом взяв кнуты, чтоб понукать лошадёнку, лезут в воз. Миколка и ещё двое парней начинают бить лошадь кнутами. «Секи до смерти!» — кричит Миколка.

Сон раскольникова об убийстве лошади

Маленькому Раскольникову становится жалко лошадь, он спрашивает отца, зачем с ней обходятся так жестоко. Затем он вырывается и бежит к лошади, желая помочь хоть как-нибудь. Ей уже плохо, она едва стоит на ногах, но всё же из последних сил начинает лягаться, вызывая новый взрыв хохота от пьяной толпы в телеге. Раскольников подбегает к лошади, «плачет», «сердце в нём поднимается» от жалости к живому существу, он даже не замечает, что и сам, как лошадь, получает удары кнута.

Наконец, Миколка достал оглоблю из телеги и стал ею охаживать свою лошадь. Она, не выдержав этого, падает, но снова встаёт, бессильно пытаясь вырваться. Но она не может сдвинуть телегу, не может скрыться от остервенелых ударов кнута и оглобли. Миколка, «в ярости, что не может убить сразу, с одного удара», решает довершить дело ломом и, призывая на помощь народ криком «Добивай!», приканчивает лошадь.

Этот сон имеет огромное значение. После него Раскольников на некоторое время отказывается от запланированного убийства, и вследствие этого «так легко становится у него на душе» (к несчастью, позже он узнал, что в определённый день старуха будет дома одна, и это стало решающим фактором его сомнений). Это полное отражение внутреннего состояния Раскольникова на тот момент. Основные символы сна:

  1. Ключевой «скрытый» герой — это душа Раскольникова. Её автор рисует в лошади, впряжённой в телегу и впоследствии убитой. Сам Раскольников своими сомнениями довёл её до плачевного состояния «ледащей клячи».
  2. Огромная телега символизирует непосильную ношу, взваленную Раскольниковым на свою измученную душу.
  3. Также автор обрисовывает добрую и злую стороны Родиона — это, соответственно, он в детстве и Миколка. Мальчик изо всех сил желает помочь лошади — «душе» Раскольникова, достучаться до него, свести его с губительного пути, но он бессилен, слишком мал, слишком слаб. А Миколка большой, сильный, жестокий, он упорно пытается убить «душу» Родиона и в исступлении кричит: «Моё добро!», «Убью!», «Вскачь пойдёт!». В этих речах Миколки есть аллегория на слепое, неразумное упорство Раскольникова в его собственной теории о «тварях дрожащих и право имеющих».
  4. Ещё один герой сна — это толпа людей, взирающих на эту сцену. Это мысли Раскольникова. Одни из них «берут кнуты» и осыпают лошадь ударами, другие посмеиваются, третьи смотрят сочувственно, четвёртые осуждают — всё, как в голове человека, испытывающего сомнения, да и просто размышляющего над тем или иным вопросом.

Символика первого сна — самая богатая из всех, она делает именно его самым важным. Достоевский как бы наглядно показывает масштаб внутренней борьбы Раскольникова, пытается в последний раз образумить героя.

Что можно сказать о первом сне Раскольникова в итоге:

Состояние души Раскольникова

  • автор с помощью, казалось бы, неясных образов показывает нам внутреннее состояние героя, то, до чего он довёл свою душу постоянными сомнениями и мыслями о грехе;
  • это как бы последний зов добра, что ещё осталось в Родионе, последняя попытка уберечь его от ошибки, но добро побеждает, к сожалению, лишь на время;
  • однако то, что он всё же совершит преступление, было ясно, как день: ведь во сне лошадь всё же умирает, а значит, пути назад для Родиона уже нет.

Оазис в Африке и избиение на лестнице

Второй сон Раскольникова не так важен и значителен, как остальные, и происходит до убийства старухи. Герою снится Африка, оазис посреди египетской пустыни, яркий, тёплый, с золотым песком и ключевой водой. Эта короткая грёза контрастна бедной, унылой, однообразной жизни Раскольникова, она показывает, что герою хотелось бы оказаться в другом месте, где всё иначе, вырваться из серости будней.

Второй сон Раскольникова

Следующее знаковое сновидение — описание того, как поручик Илья Петрович избивает квартирную хозяйку Раскольникова. Он бьёт её жестоко, голос его «ужасен от злобы и бешенства». Раскольников слышит душераздирающие крики, которые издаёт хозяйка, «неестественные звуки, вой, вопль, скрежет, слёзы». Он ужасается, «страх, как лёд, обложил его душу», он боится настолько, что не может запереть дверь на крючок. В конце концов крики и побои прекращаются. Вскоре входит Настасья. Раскольников спрашивает, что произошло, на что получает ответ, что никакого избиения не было и «это кровь в тебе играет».

Это происходит после совершения убийства и позволяет Раскольникову в полной мере осознать, на какое зверство он решился. Причём данный сон был для него практически реальностью. Достоевский показывает своему герою и читателю, что насилие человека над человеком отвратительно и неприемлемо.

Раскольниковым овладевает леденящий душу страх. Он боится того, что совершил, боится разоблачения, боится буквально всего. Он стал убийцей, совершил грех и за это последует расплата, но не тюрьма, а муки совести, неизвестности и сомнений — страшнейшее наказание для любого человека.

Вторичное убийство старухи-процентщицы

Четвёртый сон из ключевых для романа — это сон о смеющейся старухе Алёне Ивановне, убитой Родионом. Его сюжет прост — Раскольников выходит из квартиры, чтобы «что-то сделать и поспешить, но что именно — он не помнил». Какой-то мещанин поманил его за собой на улице. Раскольников засомневался, но пошёл за ним. Его привели в квартиру, где была убита им старуха. Там она сидела в углу и смеялась. В исступлении и бешенстве Раскольников начал бить её топором, но смех становился всё громче. Он попытался убежать, но кругом были люди, смотрящие на него молча и выжидающе.

Вторичное убийство старухи-процентщицы

В этом сне Родион снова пережил содеянное преступление, которое не покидает его ни на минуту ни во сне, ни наяву. Достоевский сочетает смерть со смехом, делая сон гротескным, фантастическим, устрашающим. Прежде всего в этом сне показывается страх Родиона перед разоблачением. Он боится быть осмеянным за своё деяние (над ним ведь смеялась даже убитая им процентщица!), боится осуждения. При этом старуха, побиваемая топором, не умирает, потому что бессмертна, потому что символизирует память героя о преступлении. Сколько ни пытайся, эту кровь ему не оттереть.

Конец света и перерождение Раскольникова

Последний, переломный сон

Последний, переломный сон. Он снится Раскольникову уже в эпилоге, на каторге, во время болезни. Эта фантастическая грёза повествует о конце света, наступившем из-за паразита, который сводит с ума, но заставляет заражённого думать, что он есть истина и ум. Люди заражались городами, и переставали «понимать друг друга», «не могли согласиться, что добро, а что зло». Войны, голод, разруха воцарились на земле. Люди «убивали друг друга в бессмысленной злобе». Собравшись вместе ради какого-то дела, они не могли даже понять друг друга.

Всё, что кормило и двигало человечество, больше не существовало: земледелие, наука, искусства исчезли. Болезнь захватила весь мир, и лишь избранные, которые могли спасти планету, выжили, но о них никто ничего не знал.

Символика этого сна очевидна:

  1. Неизвестный паразит символизирует заразительные идеи, которые, как правило, совершенно несостоятельны и безумны, но их создатели считают их единственно верными и готовы ради них на всё. Таким образом, между людьми, ставшими слепыми и одержимыми, больше не может быть согласия. В мире больше нет никаких ценностей и понятий, каждый сам для себя устанавливает их. А раз люди не могут жить по единым законам и договариваться исходя из них, то и мир людской существовать не может.
  2. Конец света — одновременно и символ смерти идеи Раскольникова, и символ его духовного перерождения и обновления, как и болезнь. Герой, словно птица феникс, сгорает в лихорадке и в этом страшном сне, чтобы очиститься от греховных мыслей и возродиться из пепла. После этого сна и болезни Раскольников смог открыть свою душу любви — любви к Соне и к людям, и принятию: он, ранее ненавидевший товарищей по каторге, стал к ним добрее, и они ответили ему тем же.

Таким образом, сны Раскольникова показывают нам самые важные этапы его жизни до и после убийства: сомнение, мечты о лучшей жизни, ужас от содеянного, страх разоблачения и, наконец, духовное возрождение.

Внутреннее состояние героя

Композиционная функция этого приёма оправдана, когда нужно показать внутреннее состояние героя. Достоевский, как тонкий психолог, заставляет нас пройти весь этот путь вместе с ним, описывает не только внешнее, но и внутреннее, подсознательное его состояние. В каждом сне есть собственное сообщение, они помогают раскрытию характера Родиона (а также и Свидригайлова, тема снов которого также описана в тексте книги), кратко и идейно доносят до нас то, о чём нельзя сказать вслух.

Ниже таблицей показано, в каких главах происходят сны Раскольникова таблица:

Об убийстве лошади Глава V, часть I
Про Африку Глава VI, часть I
Про избиение хозяйки Глава II, часть II
Про убийство старухи Глава VI, часть III
О конце света Эпилог, часть II

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector