Top.Mail.Ru

Сравнение Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума»

Любой художественный текст подвергается особому вниманию и всестороннему рассмотрению со стороны критиков, литературоведов, учеников на занятиях в школе и студентов филологических факультетов. Не исключением является и всемирно известная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Вокруг любовной тематики стоят два важных персонажа, поэтому сравнение Чацкого и Молчалина служит неотъемлемой частью анализа этого произведения.

Комедия «Горе от ума»

Литературные образы в тексте

Для того чтобы одновременно кратко раскрыть образы нескольких центральных личностей в художественном тексте, необходимо следовать определенному плану. В зависимости от жанра литературного произведения пункты плана сравнительного анализа образов могут незначительно отличаться:

Пункты плана сравнительного анализа

  1. Краткое знакомство с каждым из героев в отдельности, их роль в тексте.
  2. Сравнение внутреннего и внешнего вида персонажей.
  3. Сопоставление социального статуса и образования каждого из героев.
  4. Взаимоотношения сравниваемых действующих лиц.
  5. Сходства и отличия персонажей.
  6. Отношение автора и читателя к каждому из героев.

Сопоставление персонажей в виде таблицы

Одним из наиболее удобных способов оформления сравнительного анализа персонажей является таблица. Краткое тезисное перечисление фактов, поступков и особенностей характера героев максимально наглядно можно продемонстрировать именно таким образом. Необходимо четко определить, по каким параметрам будет происходить дальнейшее сопоставление двух личностей. Таблица сравнения Чацкого и Молчалина может выглядеть следующим образом:

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Место в произведении Главный герой, вокруг его личности разворачиваются события и конфликты в произведении. Персонаж, противопоставленный Чацкому, отрицательный герой в тексте.
Социальное положение Скромный дворян, имеет хорошую репутацию и множество связей. Мещанин, известен в широких кругах, однако не имеет значимости в обществе.
Характер Умный, просвещенный и образованный персонаж. В произведении отличается искренностью, прямолинейностью и верностью своему слову. Открытый, но вспыльчивый молодой человек. Не имеет приличного образования, по этой причине отличается примитивностью мышления. В погоне за общественным признанием и карьерой проявляет себя как услужливый и скрытный персонаж.
Взаимоотношения с окружающими В любви Чацкий в первую очередь задумывается о собственных чувствах, не беря во внимание интересы и цели Софьи. Страстно влюблен в главную героиню, однако к концу произведения полностью разочаровывается в своей избраннице. Молчалина открыто презирает, высмеивает его личность напоказ. Молчалин не испытывает искреннего чувства любви к Софье, внутренне противится ее. Ухаживает за главной героиней только лишь с целью получения собственной выгоды, на самом деле влюблен в горничную. Разрыв с Софьей переживает абсолютно спокойно и безболезненно.
Отношение автора А. С. Грибоедов вложил в Чацкого собирательный образ дворянина того времени, относится к нему с уважением за его жизненные принципы и представления о чести и морали. Подвергается скрытому высмеиванию со стороны автора, да и был введен в текст как противовес «века нынешнего», в качестве сторонника фамусовского общества.

Развернутая характеристика Чацкого и Молчалина

Чтобы провести качественный анализ характеров Чацкого и Молчалина, тезисных перечислений их черт характера будет недостаточно. Это две ключевые личности в произведении, вокруг которых разворачиваются основная тема и конфликт в тексте.

Характеристика Чацкого и Молчалина

Этих двух персонажей можно смело назвать антиподами — найти что-то общее в их происхождении, мировоззрении или в отношениях с окружающими не представляется возможным. Александр Андреевич Чацкий — знатный дворянин и обеспеченный помещик, является офицером в отставке. А вот Алексей Степанович Молчалин, в свою очередь, занимает менее уважаемое положение в обществе, является обычным мещанином, который намеренно строит карьеру чиновника и уже получил от Фамусова чин коллежского асессора.

Являясь представителями одного возраста, достигать своих целей герои привыкли совершенно разными путями: Молчалин вовсе не брезгует чинопочитанием, лестью, услужливостью и подхалимством, чем напоминает Подхалюзина из пьесы Островского, в то время как его антипод открыто презирает подобные методы:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Собственно говоря, именно это противоречие в чертах характера героев и служит дальнейшим развитием событий в комедии. Весь конфликт произведения строится на веке минувшем и веке нынешнем, представителями которых являются анализируемые два молодых человека.

Образованность и культура Александра Андреевича позволяет ему открыто выражать свои мысли и остроумно шутить на двух языках, его речь грамотна и понятна, в то время как Молчалин, с его весьма говорящей фамилией, вынужден отмалчиваться из-за отсутствия признаков образованности и выдающихся интеллектуальных способностей, а в качестве главного оружия использовать очевидные, но приятные фразы в адрес тех, кто способен помочь ему в продвижении по службе.

  • Жаль, очень жаль, он малый с головой… (о Чацком)
  • Молчалин прежде был так глуп!.. (о Молчалине)
  • Конечно, нет в нем этого ума (о Молчалине)

Дочь Фамусова — Софья

Сопоставительная характеристика этих двух персонажей не ограничивается одним лишь социальным конфликтом. Одной из главных тем в произведении Грибоедова является тема любви, в центре которой находится дочь Фамусова — Софья. Являясь типичной представительницей своего общества, внимание девушка благосклонна дарить молчаливому и услужливому Молчалину, принимая его чувства за чистую монету. Алексей Степанович, в свою очередь, не испытывает никаких теплых эмоций к дочери Фамусова, а лишь использует ее в целях своего продвижения по карьерной лестнице.

Чацкий же, напротив, зная Софью с малых лет, расположен к ней очень благосклонно и какое-то время рассчитывает получить от нее взаимность. Однако в этом и заключается трагизм образа Чацкого — будучи представителем века нынешнего, он не получает общественного признания и понимания, является чужим в реалиях того времени и разочаровывается в своей возлюбленной.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина позволяет сказать, в чем заключается настоящий конфликт эпох. Неспособность принять адекватные изменения в жизни и уставе государства — отличительная черта безнравственного и бездуховного общества.

Идеалом минувшего века является услужливый Александр Степанович Молчалин

Идеалом минувшего века является услужливый Александр Степанович, в то время как инакомыслящий Чацкий по итогу полностью отвергается обществом.

На уроках литературы учителю важно направить юных читателей к осознанию уклада общества прошлых веков, помочь найти различия с современным миром и вместе составить план анализа произведения. Только лишь полное понимание содержания комедии позволит ученикам правильно провести сравнительный анализ двух центральных образов.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector