Top.Mail.Ru

Тема маленького человека в петербургских повестях Гоголя

Поднятая Пушкиным тема, раскрывающая образ жизни и внутренний мир людей, занимающих незначительное положение в обществе и в то же время составляющих внушительный пласт социума, получила продолжение в творчестве Гоголя. У маленького человека в «Петербургских повестях» разные лица, но очень похожие проблемы. Внутренний мир героев формируется нравами и интересами социума, оплотом которого является чинопочитание и материальное благосостояние.

Маленький человек у гоголя

Разные истории одного героя

Пять художественных произведений, вошедших в цикл «Петербургские повести», объединены географическим местом и некоторыми чертами характера, общими для героев Гоголя. Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

Маленький человек в петербургских повестях у гоголя

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения; Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

Образ маленького человека в петербургских повестях

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц. Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.

Угадываемое продолжение

При исследовании произведений петербургского цикла в некоторых из них можно легко обнаружить переходящее развитие сюжета — «Записки сумасшедшего»/»Шинель», «Невский проспект»/»Нос».

Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями.

Название повести Записки сумасшедшего Шинель
Фамилия героя Поприщин Башмачкин
Возраст 42 года 50+
Чин Титулярный советник Титулярный советник
Основные должностные обязанности Починка перьев для директора Переписывание бумаг

Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.

Гоголь нос

Название повести Невский проспект Нос
Персонаж Пирогов Ковалев
Возраст 25+ 35+
Чин Поручик Коллежский асессор (майор)
Род службы Неизвестен Ищет выгодную должность

Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах. Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих. Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.

Единство противоположностей

Для более яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет».

В первой повести главные герои — художник Пискарев и поручик Пирогов — настолько разные, что знакомство и приятельские отношения между ними кажутся вовсе невозможными, что совершенно недалеко от истины, так как последним руководят определенно тщеславные и корыстные побуждения. Поручику приятно представлять себя покровителем человека искусства, но более всего он желает заполучить свой мужественный портрет.

Гоголь петербургские повести

В другом случае (повесть «Портрет») автор рассказывает о двух художниках, попадающих в аналогичную ситуацию. Оба ощущают вмешательство в судьбу зловещего портрета и осознают связь внутренних изменений с изображением на картине. Однако, Чертков — очередной обладатель портрета — только приказывает его убрать, а другой (безымянный автор) пытается уничтожить свое творение.

Несмотря на то что пары главных героев являют пример духовного антагонизма, даже в лучшей своей половине они все равно остаются маленькими людьми. Их попытки протестовать против окружающего зла ограничиваются личным жизненным пространством. Пискарев и безымянный художник вырывают себя из мира. Первый с помощью лезвия бритвы. Второй — монашеским подвигом и молитвой.

Такой протест остается незамеченным обществом. Даже знакомые не проявляют к случившемуся особого внимания и интереса. Поручик Пирогов не удосужился проводить в последний путь своего «протеже», так как был чрезвычайно занят волочением за замужней дамой.

Мистика или мистификация событий

Повести, вошедшие в петербургский цикл, не имеют в сюжете откровенно мистических поворотов. Все сверхъестественное происходит в душе, сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

Петербургские повести нос

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой, жадность до сенсаций которой обусловлена скукой, недостатком образования и нежеланием саморазвиваться. Противоречивые слухи создают массовое движение зевак, надеющихся увидеть Нос, который прогуливается сам по себе и даже посещает магазины и общественные места.

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Гоголь в школьной программе

В школе творчеству Гоголя уделяется много внимания. «Петербургские повести» входят в программу литературы и русского языка восьмого класса. Ученики не только проводят анализ произведений, вошедших в цикл, но и пишут сочинение. Сквозные темы в петербургских повестях Гоголя:

Петербургские повести кратко

  1. Положение, занимаемое героями в современном обществе, образ жизни и отношения с окружающими.
  2. Характеристика действующих лиц в свете их поведения и поступков.
  3. Противостояние добра и зла.
  4. Морально-нравственный образ маленького человека.

Автор раскрывает природу сложившихся реалий, проникая в душевное, физическое и материальное состояние основных и второстепенных персонажей. Он не критикует героев, но, напротив, относится к ним с сочувствием и пониманием, не выставляя переживаний, но скрывая под вуалью грустной иронии.

Повести о маленьких людях, как сложившемся типе личности — это история болезни общества, в котором они родились, живут, мыслят и чувствуют. Даже те, кому удается выбраться на более высокий уровень служебного и общественного положения и стать «значительным лицом», продолжают испытывать панические приступы болезни. Это страх скомпрометировать себя близостью к кругу, из которого недавно вышел. Каждая прослойка социума вырабатывает свои традиции и правила поведения, как некий шаблон, который одни принимают безропотно и даже вдохновенно. Других шаблон калечит и убивает.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector