Top.Mail.Ru

Тема природы и пейзажная лирика в творчестве Тютчева

Фёдор Иванович прославился благодаря умению тонко передавать краски, звуки и запахи окружающего мира. Благодаря его произведениям читатели могут посмотреть на пейзажи другими глазами. Тема природы в творчестве Тютчева занимает центральное место. Он достиг мастерства в изображении красоты и многообразия всего живого. Каждый стих — олицетворение души автора, который относится ко всем временам года с большой любовью.

Тема природы и пейзажная лирика в творчестве Тютчева

Отношение Тютчева к природе

Отношение Тютчева к природе

Русский поэт наделял природу человеческими качествами, очеловечивал её. Он был уверен, что растения, камни и каждая песчинка способны говорить, чувствовать, испытывать боль. Но самое важное, по мнению Тютчева, что человек и природа связаны духовно, но не всем удаётся ощутить это единение. С помощью поэзии Фёдор Иванович пытался донести до людей необходимость быть ближе ко всему живому, учиться понимать язык растений, воспринимать их чувства.

Поэт заявлял, что природа нуждается в защите. Она страдает от потребительской философии, и только жалкие, бедные духом люди видят в окружающем мире источник материальных ценностей, не понимая, что его нужно оберегать и по возможности восполнять.

По мнению Ф. И. Тютчева, природа для человека — родная мать, и нельзя относиться к ней без уважения, чёрство, занимая позицию бездушного потребителя.

Особенности лирики для детей

В стихотворениях, написанных для детей, Тютчев уделяет описанию всего живого очень много внимания. Произведения ценны тем, что в них заложен воспитательный компонент. Поэт учит ребят не только видеть красоту, но и относиться к ней бережно, ответственно, с заботой и любовью. Только такая позиция позволит сполна насладиться красотой мира и не очерстветь душой.

В природной лирике Ф. И. Тютчева, рассчитанной на детей и подростков, тема любви ко всему живому перекликается с чувствами к родине. Поэт пишет кратко, но очень ёмко. Популярные произведения, в которых изображаются родные просторы и явления удивительной красоты:

  • «Осенний вечер»;
  • «Листья»;
  • «Весенняя гроза».

Стих «Осенний вечер»

В первом из произведений очень много эпитетов, например:

  • «томный, лёгкий шелест»;
  • «зловещий блеск»;
  • «таинственная прелесть»;
  • «тихая лазурь».

Стихотворение недаром включено в школьную программу: строки настолько проникновенны, что способны найти отклик в детских сердцах. В юном возрасте, когда душа открыта всему новому, поэтические строки Тютчева воспринимаются как зеркало, в котором отражается отношение человека к природе.

Смена времён года

Тема природы в лирике Тютчева нередко сопровождается акцентами на смене времён года, и каждое из них поэт показывает во всей красе. Он уверен, что во всех сезонах есть восхитительные черты. Увядание природы, как старение человека, — естественный процесс. Значит, не стоит его бояться, пытаться отсрочить или избежать, тем более что последнее ещё никому не удавалось. Развитие, угасание и обновление природы тесно связаны с человеческой жизнью. У Тютчева это показано с помощью черт характера, присущих людям. Вот с чем сопоставляются времена года:

  • осень — с грустью;
  • зима — с мудростью;
  • лето — с безудержным весельем;
  • весна — с надеждами, мечтами.

У стихотворений Ф. И. Тютчева есть одна общая черта: выразительное описание каждой местности. Читая произведения этого автора, можно в деталях представить себе обстановку, «увидеть», какие кусты, деревья и травы растут вокруг, как они освещены, что происходит на небе.

Поэт настолько умело подбирает средства художественной выразительности, что в его стихах можно увидеть яркие цветы, ощутить, каков их аромат, услышать пение птиц.

Весенняя тематика

Описаниям явлений природы, характе́рных для весны, в творчестве Тютчева уделяется больше всего внимания. Пример — «Весенняя гроза». Достаточно ознакомиться с отрывками, чтобы понять, как трепетно поэт относился к периоду пробуждения. Явления, эмоции и состояния, с которыми ассоциирует поэт весну:

  • ликование;
  • восторг;
  • торжество солнца;
  • острота ощущений;
  • радость;
  • улыбки, смех;
  • смена старого на новое;
  • игривый настрой всего живого.

Весенняя тематика

Гроза, которая случается весной, представляет собой единство противоположностей. С одной стороны — страшное и опасное явление природы, с другой — кардинальные перемены, несущие счастье, раскрытие потенциала, очищение от всего, что стало ненужным. Дождь смывает всё отрицательное, что накопилось за зиму. И люди, и природа могут начать жить в обновлённом состоянии. После весенней грозы в мире воцаряется гармония, и у людей есть возможность поучиться у природы, ощутить прелесть окружающего мира и начать ценить каждый миг.

Работа над сочинением

Когда учащиеся знакомятся с творчеством Тютчева, им приходится писать сочинение, посвящённое отдельным стихотворениям, идеям или литературным приёмам, которые использует поэт. Если есть выбор, можно взять для раскрытия тему природы. Прочитав несколько стихотворений, написанных в разные периоды, школьники смогут проследить, как изменялся общий настрой, какой становилась атмосфера произведений по мере становления поэта как личности и мастера. За основу можно взять такой план:

Работа над сочинением

  • краткая биография поэта;
  • центральные темы в творчестве;
  • проблематика произведения;
  • особенности пейзажной лирики;
  • черты, характе́рные для детских стихов;
  • единение и противопоставление природы и человека;
  • анализ одного из стихотворений.

Такая работа заслужит высокую оценку. Перед написанием важно не просто механически прочесть стихи, а постараться погрузиться в них, понять и ощутить состояние поэта. Ведь Тютчев, по сути, выступил посредником между живым миром и обычными людьми, неспособными видеть то, что открывается взгляду художника.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Посмотрите, это интересно!
загрузка...
Adblock
detector