Top.Mail.Ru

Трагедия совести в драме Островского «Гроза»

Александр Островский в пьесе «Гроза» хорошо рассказал о жизни русской купеческой семьи. Особое внимание он уделил положению женщины в те времена. Всё это вылилось в то, что трагедия совести в драме «Гроза» стала одной из самых волнительных проблем как для современников писателя, так и для последующих поколений.

Драма Островского «Гроза»

Жизнь Катерины

Главная героиня занимает основное место для трагедии совести в драме Островского «Гроза». Катерина выросла в русской купеческой семье, где ей привили многие положительные качества. В частности, она совершенно не умела лгать, о чём заявляла прямо. Главное своё утешение и наслаждение девушка находила в теме религии, где видела лишь красоту и высшую правду.

Образ Катерины

Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.

Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей. Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус. Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:

  1. Все вокруг подчиняются только ей.
  2. Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
  3. Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.

Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.

В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.

Новая любовь

Катерина обращает внимание на Бориса

Будучи в своём положении, Катерина обращает внимание на Бориса. Этот человек стоит гораздо выше по статусу, чем Тихон, но по несчастливому совпадению тоже оказывается безвольным. Хоть у него и есть возможности, но он советует несчастной смириться с её положением. В его голове нет ни малейшей идеи о том, что можно сопротивляться происходящему.

Но всё равно девушка чувствует к нему благодарность, потому как тот всё же понимает её и сочувствует. Из-за этого она влюбляется окончательно, чувствует подъём, но стыдится его. Она в браке с Тихоном, а мысли о другом — это для неё страшный грех. Окрестив себя нечестивым человеком, Катерина открывает суть трагедии совести в пьесе «Гроза». Это чувство съедает её на протяжении всего повествования.

Вскоре чувство любви ассоциируется у героини только с грехом. Самое странное, что это даже нельзя назвать полноценным романом. Она осознаёт нарушение нравственного долга, хоть Тихон и легко бы всё стерпел. Он подавленный чужой волей мужичок. Ему что с женой, что без неё, — всё едино.

Получилось так, что притворяться главная героиня не может, а новая семья так и пытается залезть в душу, что-то подозревает. Из-за этого она приходит к единственному выводу — нужно признаться немедленно, выставить себя на жестокий людской суд.

Такой широкий жест души требует, чтобы его оценили по достоинству. Любому читателю хочется, чтобы девушку утешили, простили, разглядели в ней высочайшую благородность. Но было выбрано не то место, не те люди. Они не умеют понять её сущность, поэтому Катерина решает, что не хочет жить старой жизнью, пусть даже для этого придётся погибнуть. Она совершает самоубийство, что приводит к множеству последствий для окружающих.

Ненапрасная жертва

Казалось бы, современный читатель может не понять мотивации главной героини. Но в мире тех времён проблема была не преувеличена, а вполне актуальна. Если говорить кратко, то для многих женщин позор измены был гораздо хуже смерти.

Трагичность жертвы оказалась не такой уж и напрасной. Устоявшееся положение в доме Кабанихи было полностью разрушено:

  • Тихон взорвался эмоциями, отказался подчиняться дальше, впал в негодование и начал вести новую жизнь;
  • Варвара ушла из дома, пообещав никогда не возвращаться;
  • Кабаниха полностью утратила контроль над ситуацией, вся семья перестала ей подчиняться, даже бытовой уклад развалился.

Кабаниха полностью утратила контроль над ситуацией,

В рамках происходящего у неё не было никакого другого выбора, кроме как отправиться в монастырь. Это уже своего рода комедия, которая строится на горе остальных, ведь без этого не получится даже усмехнуться: безвольный превратился в бунтаря, а властная женщина будет подчиняться чужим правилам.

Сложно говорить о трагедии любви в произведении. Здесь её практически нет, а вот проблема совести раскрыта подробно. Катерина не смогла мириться с совершённым грехом. Ей было проще проститься с жизнью, чем всё забыть и продолжать дальше.

Суть совести в том, что героиня не ищет оправданий. Многие люди смогли бы объяснить свой поступок тем, что в такой ситуации любовь к другому человеку вполне оправдана и закономерна. Сложившиеся обстоятельства вынуждали человека, и он не слишком-то виноват в этом.

Но главная героиня на то и трагична, что её система ценностей тверда в любой ситуации. Она пользуется совестью не тогда, когда ей удобно, а во всех возможных случаях, даже если это приводит к ужасному ущербу. Это главный аргумент в сочинении, говорящий о высоких моральных и душевных качествах Катерины.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector