Top.Mail.Ru

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого: история дружбы и вражды

История взаимоотношений Печорина и Грушницкого, от дружбы перешедших к непримиримой вражде, сложна и драматична. Чтобы разобраться, почему всё обернулось трагедией и можно ли было избежать подобного развития событий, необходимо подробно рассмотреть характеры и поступки этих персонажей.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Характеристика персонажей

Григорий Александрович Печорин — главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», молодой прапорщик около 25 лет. Печорин происходит из богатой дворянской семьи и вырос в Петербурге, где получил хорошее образование. Центральная особенность его характера — склонность к постоянной непомерной рефлексии, а также анализу окружения и поступков людей.

Григорий Александрович Печорин

Он нетерпим к недостаткам, потому безжалостно и язвительно высмеивает их. Герой разочарован и в службе, и в светском обществе, поэтому часто ведёт себя холодно и даже цинично. Однако его отличает храбрость, глубокий ум и выдержка. Он предпочитает поступки красивым словам.

Грушницкий — двадцатилетний дворянин из небогатой провинциальной семьи. Он появляется только в главе «Княжна Мери». Как и Печорин, герой служил на Кавказе, но в чине юнкера, позднее был произведён в офицеры. Он хорош собой и получает удовольствие от заигрывания с женщинами. Он красноречив, эмоционален и общителен. Не имея большого опыта в светских играх, плохо разбирается в людях. На Грушницкого часто находят приступы откровенности, он бывает нетерпеливым и несдержанным.

История знакомства

Печорин и Грушницкий встречаются в Пятигорске, куда в разное время были направлены на отдых и лечение. Однако герои уже знакомы друг с другом: они не раз пересекались в боевом отряде. Печорин радушно принимает Грушницкого. В силу ряда причин краткое знакомство перерастает в приятельские отношения.

  1. Печорину приятно увидеть знакомое лицо в новой для себя среде.
  2. Герой получает много полезной информации о местном образе жизни и примечательных лицах на отдыхе.
  3. В городе мало занятий, компания позволяет меньше скучать.

Отношение друг к другу

Отношения Печорина и Грушницкого

Хотя отношения Печорина и Грушницкого внешне выглядят как искренняя дружба, в действительности это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на близкую дружбу с кем-либо, для него существуют лишь приятельские отношения. Однако Грушницкий не стал для Печорина даже приятелем, поскольку не вызывал в нём никакого уважения.

Печорин, который легко проникает в чужие тайны и хорошо разбирается в людях, быстро разгадывает натуру своего собеседника и относится к нему со сдержанной иронией.

Героя забавляет притворная отвага Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенный сентиментализм и позёрство. Он замечает, что все эмоциональные и длительные монологи юнкера не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его невысокий чин.

Сам Грушницкий тоже со временем начинает недолюбливать Печорина. Поначалу он прислушивается к его мыслям об обществе и даже ищет совета по части женщин. Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и высокомерие Печорина. Он понимает, что новый приятель видит его насквозь и потешается над его слабостями. Самолюбие юнкера оказывается уязвлено, теперь и он сам начинает избегать встреч с Печориным.

Зарождение конфликта

Причиной разгоревшейся ненависти между героями послужила юная княжна Мери, которой Грушницкий серьёзно увлёкся. Несколько изученных им приёмов очаровали княжну, выросшую на романтической и сентиментальной литературе, но со временем она устала от фальшивости и бесконечной бравады юнкера. Проницательную и умную княжну гораздо глубже заинтересовал Печорин, в котором она угадала человека с богатым внутренним содержанием. Она чувствовала, что его разочарованность — это не игра и не маска, и пыталась проникнуть в сущность его натуры.

Юная княжна Мери

Однако сам герой не испытывал к княжне ни малейших чувств. Единственным его желанием было развлечься, поэтому он начал оказывать знаки внимания Мери. С одной стороны, Печорина забавляло, как она сходила с ума после очередной его колкости или дерзкой выходки, с другой стороны, он наслаждался бешенством Грушницкого.

Грушницкий же, поначалу окрылённый вниманием княжны, почувствовал себя одновременно обманутым и оскорблённым.

  1. Мэри вдруг охладела, хотя ему казалось, что она прежде подавала ему надежду.
  2. Мэри увлеклась не просто другим мужчиной, а его приятелем, что заставляло его завидовать и ревновать.
  3. Сам Грушницкий ранее выбрал Печорина поверенным своих любовных дел. Ответное внимание Печорина в сторону Мэри Грушницкий расценил как предательство и удар в спину.

Самолюбие Грушницкого было задето, его неприязнь теперь вышла наружу и проявлялась в едких фразах и перешёптываниях.

Дуэль и развязка

Поводом для дуэли послужили оскорбительные слова в адрес княжны Мэри. Грушницкий собрал «шайку» приятелей, совместно с которыми из-за желания мести потешался над княжной, рассказывая, что ночами её посещает мужчина (они намекали на Печорина). Для молодой девушки это было глубочайшим оскорблением, поскольку её репутация и возможность дальнейшего замужества зависели от общественного мнения.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Печорин потребовал, чтобы Грушницкий отказался от своих слов. Не добившись этого, он вызвал бывшего приятеля на дуэль. Даже сейчас для Печорина ссора и дуэль с Грушницким оставалась в первую очередь средством борьбы с его настоящим врагом — скукой. Но всё меняется, когда он узнаёт о коварном и низком плане Грушницкого: драгунский капитан предлагает не класть пулю в дуэльный пистолет Печорина.

Таким образом, сам Грушницкий выйдет на дуэль, ничем не рискуя, и продолжит отыгрывать свою романтическую роль. Печорина переполняет злоба и раздражение, ему в голову приходит мысль повременить с разоблачением, чтобы застать негодяев врасплох.

Грушницкий жаждет отомстить, хотя и боится стреляться. План драгунского капитана кажется ему оскорбительным, но изрядно выпив, он поддаётся на уговоры и соглашается «проучить» Печорина. Поразмыслив, он позднее жалеет об этом, однако гордость не позволяет ему отказаться от плана или признаться в бесчестном поступке.

Печорин, понимая, что Грушницкий не признается в подлоге, спокойно приходит на дуэль и позволяет сделать первый выстрел. Он готов простить бывшему приятелю обман, если бы Грушницкий стрелял в воздух, однако тот пытается убить героя. Перед выстрелом Печорин с ледяным спокойствием заявляет, что в его пистолет, должно быть, забыли положить пулю. Драгунский капитан пугается и пытается отменить дуэль, утверждая, что перезаряжать пистолет не по правилам. Однако Грушницкий, понимая, что план раскрыт, соглашается на выстрел.

Стоя на барьере, Печорин в последний раз предлагает бывшему приятелю примирение, если он откажется от своей клеветы. Но тот предпочитает погибнуть на дуэли, чем перешагнуть через зависть, ненависть и самолюбие. Печорин убивает Грушницкого.

С дуэли герой возвращается в отвратительном настроении. Дело, начинавшееся как забава, оборачивается кровавой трагедией. Он кратко объясняется с Мэри, признавшись, что никогда не любил её. Вскоре за дуэль его высылают в крепость, где начинается действие повести «Бэла».

Полезные статьи по роману «Герой нашего времени»:

Литературные параллели

Онегин и Печорин

Прообразом центрального героя Лермонтова во многом стал другой знаменитый персонаж реалистической литературы, которого всегда сопровождали «француз» и «венесуэлец». Речь, конечно же, про неизменные атрибуты пушкинского «денди» Онегина: французский Breguet, творение парижского часового мастера Абраама-Луи Бреге, и носимую сторонниками либералов широкополую шляпу «боливар», которая была названа в честь освободителя Латинской Америки Симона Боливара.

И если эта загадка под силу далеко не каждому читателю, то проследить связь между героями Лермонтова и Пушкина совсем нетрудно: подобно Онеге, Печора — северная река, своего персонажа Лермонтов назвал по аналогии с пушкинским героем. В черновиках и очерках Лермонтов нередко сам путался, указывая вместо фамилии центрального персонажа «Онегин».

Печорин перенял не только происхождение фамилии, но и многие особенности характера своего прообраза.

  • неприязнь к упорному труду;
  • склонность скучать;
  • разочарование в женщинах;
  • равнодушие к светскому обществу;
  • стремление к перемене мест;
  • скептицизм.

Знаменитая дуэль между Онегиным и Ленским также перекликается с дуэлью лермонтовского романа. Однако концепцию своей дуэли Лермонтов строит не на аллюзиях с пушкинскими событиями, а на максимальном противопоставлении ситуаций.

В романе Пушкина между героями действительно существовали дружеские отношения, здесь же лишь имитация дружбы. В отличие от поэтичного Ленского, Грушницкий лишь изображает роль героя-романтика, но всё это фальшь и игра.

Дуэль Ленского и Онегина

Для Онегина случайная смерть Ленского стала глубочайшим потрясением, перевернувшим его сознание. Характер Печорина не претерпел особых изменений, смерть бывшего приятеля вызвала у него сожаление, но не муки совести.

Несмотря на то что смерть Грушницкого была результатом ряда решений, которые возможно было изменить, неизбежность ссоры очевидна, итог взаимоотношений героев является закономерным следствием взаимно крепнущей неприязни.

Таким образом, линия ссоры и дуэли введена в историю, чтобы глубже раскрыть личность главного героя через контраст характеров и межличностный конфликт персонажей.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector