Методы прогнозирования — классификация и характеристика

Методы прогнозирования – это совокупность различных способов изучения объекта прогноза для сформирования определённого понятия.

Рассмотрим, какие выделяют типы прогнозирования, что предполагает собой прогноз, разберемся в главных терминах, дадим характеристику методов.

Оглавление:

Общие понятия в методологии прогнозирования




Прогноз — это предвидение будущего определённого объекта. Умение прогнозировать необходимо на начальном этапе любого дела. Существует определённая методика прогнозирования. Вначале необходимо определиться с объектом и с субъектом.

Объект — процесс, о состоянии которого даётся прогноз.

Субъект — организация, специалист или исследовательская группа, которая осуществляет анализ объекта.

Методология прогнозирования – целая наука, которая изучает различные методы прогнозирования.

Отличие прогнозирования от планирования


Прогнозирование — это процесс предугадывания, как будут развиваться события до их наступления.

Планирование — правильное распределение ресурсов, это процесс, направленный на определения целей, задач и действий на будущее.

Приемы прогнозирования – это математические, логические действия для получения прогнозов для дальнейшего моделирования процесса.

Типы прогнозирования






Выделяют следующие типы:

  1. Интуитивное. Яркий пример этого типа прогноза – продукт выдумки фантастов, сказочников.
  2. Поисковое, которое подразделяется на традиционное и новаторское. Это научное прогнозирование проходит под девизом: «Вчера, сегодня, завтра», опираясь на источник информации, проникает в будущее.

Традиционный подход: развитие экономики проходит постепенно, непрерывно, проекция (экстраполяция) настоящего в ближайшее завтра.

Новаторский подход: внешняя и внутренняя среда по-своему действуют на развитие объекта, поэтому намечается тенденция вариативности. Такой подход появился в конце XX века, в своё время занимал лидирующее положение в составлении планов.

Виды прогнозов

    1. Краткосрочный и долгосрочный.
    2. Пассивный и активный.

Пассивное прогнозирование: организация из-за некоторых причин (отсутствие финансов, например) не в состоянии изменить стратегию, допускает возможность самостоятельного изменения внешних факторов.

Активное прогнозирование: объект исследования активно влияет на перспективные планы, на среду.

  1. Вариантный и инвариантный. Один путь развития — это инвариантный вид прогноза, наличие нескольких вариантов — это вариативный прогноз.
  2. Точечный и интервальный. Точечный — только один итог. Интервальный — расширенный диапазон в ответах.

Классификация методов прогнозирования

Прогностический метод; по правилу действия методов; по способу добывания информации.

Существуют комбинированные методы. Если сказать кратко: объединение различных форм прогнозирования.

Иногда не существует конкретного метода для постановки прогноза, особенно для целых социальных и экономических систем. В таких случаях субъект пробует несколько методов.

Общая характеристика методов прогнозирования

Процесс определения будущего — это кропотливый труд опытных специалистов. Научное  прогнозирование применяется в экономике, социологической сфере, в медицине.  Пример использования – прогноз погоды.

Экспертные методы

Базируется на экспертной информации. При методологически правильном подходе к прогнозированию гарантируются точность, воспроизводимость результата. Экспертная оценка нужна, когда нет научного расчёта по объекту.

Назначение этого метода – создание какого-то представления о дальнейших перспективах. Прогноз строится на основе оценки опроса и анализа. Оценка строится в виде обратной связи после экспертного опроса, генерации идей, игрового моделирования.

Формализованные методы

В основе лежит математический расчёт, изучение исследуемого объекта во временных рядах. Прогноз высчитывается с помощью математических формул.

Статистические методы

Применяются в плановых и маркетинговых, а также в аналитических отделах организаций, в торговле, страховых и финансовых компаниях, банках, учреждениях правительства. Используются фактографические сведения.

Метод прогнозного графа

Сначала ставится цель. Намечаются оценки средств в количественном эквиваленте в целедостижении. Далее каждый субъект намечает промежуточные цели. Вновь анализируются предыдущие цели. Здесь работает комиссия в новом составе.

Действия следующие:

  • оформляются графы целедостижений;
  • графы помогают корректировать цели на втором уровне;
  • оформляются подграфы, где анализируется наличие циклов, тупиков.

Граф предварительного прогноза на базе всего процесса изучается независимыми экспертами, которые анализируют количество оценки вершины (цель) и дуги (работа). Далее прогнозирование строится с помощью математических исчислений.

Метод простой скользящей средней

Это один из самых популярных методов сглаживания. Сглаживаются незначительные отклонения в расчётах, чтобы получить значения, которые влияют на главный фактор.

Первоначальный уровень анализа заменяет средняя арифметическая величина в период определённого промежутка времени. Далее по аналогии этот период сдвигается на ещё одно наблюдение, расчет повторяется, причем периоды определения средней не меняются.

Итак, в любом случае средняя остаётся центральной и выполняет функцию критерия для данной точки.

Методы прогнозирования цен

Их несколько:

  1. Экспертная оценка: анкеты, опрос; методы Дельфи, мозговой штурм; ранговая корреляция. Показателям присваиваются номера ранга анкетным данным, опроса. Эксперты делают соответствующие выводы.
  2. Параметрические методы: зависимость цены от покупательских свойств товара, продаж или степени качества продукции. Вычисление такой зависимости важно на начальном этапе прогнозирования.
  3. Коэффициентный метод — прогноз о прибыли и убытках, баланс оформляется коэффициентами. Анализ себестоимости и чистой прибыли определяет ценовую политику.
  4. Матричный метод: разрабатываются матрицы обычных изменений за определённое время реальных и ожидаемых цен.

Критерии и факторы выбора метода прогнозирования

Выбор зависит от конкретных факторов, от области работы, информированности, количественных оценок.

Для выполнения срочного прогнозирования нужны оперативные методы.

Для стратегических прогнозов необходимо применить методы в комплексе.

Основные критерии методик:

  • целостный характер прогнозирования;
  • вариативность;
  • достоверность и точность прогноза;
  • постоянство;
  • экономический фактор.

Оценка достоверности прогнозов

Ошибки при прогнозировании:

  • грубая экстраполяция данных;
  • из-за отсутствия фактов примерное определение будущих событий и воздействий их на объект;
  • большие сложности для стратегических действий.

Это необходимо исправить. Нужно применить регрессионный анализ или криволинейное сглаживание. Частично преодолевается с помощью метода Дельфи. С накоплением опыта применения методик увеличивается коэффициент точности итога.

Примеры эффективного применения методологии прогнозирования

В бизнес-среде, в менеджменте. Упор на составленный вывод по состоянию рыночных отношений, ценовых изменений, финансовых показателей.

Сфера применения прогнозирования:

  • математические моделирования для прогноза аварийных ситуаций;
  • эколого-экономический прогноз для страны;
  • социально-экономические методы прогнозирования общественных развитий;
  • в квантовой физике, новых биотехнологиях, в медицине, управлении;
  • правовое прогнозирование.

Роль методологии и прогнозирования в современном мире

Технологический прогресс диктует свои правила, при этом во всех отраслях повышается неопределённость в завтрашнем дне. Часто возникают кризисные ситуации в экономике, социальной сфере, политике. Глобализация способствует появлению вселенских рисков.

Экологические проблемы, техногенные катастрофы, военно-политические проблемы указывают на необходимость прогнозирования, что позволит избежать катастроф или уменьшить их размеры.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector