Позитивизм и неопозитивизм — суть, разновидности подходов, основоположники

Позитивизм и неопозитивизм — направления художественной и философской мысли, известные всем взрослым и школьникам по истории. Они берут свое начало с 30-х годов 19 века, в то время, когда появились первые кружки общественной мысли.

Что представляет собой позитивизм с неопозитивизмом, что для них свойственно, какая была концепция и история возникновения, в чем заключается суть подхода позитивного знания, кто основоположник — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Оглавление:

Что такое позитивизм — определение, теория, принципы

Позитивизм Конта является известным философским направлением в психологии, которое определяет в качестве источника подлинного знания эмпирический вид исследований и отрицает, что можно познать истину с помощью философского исследования.

Он считается также культурной установкой для всего общества в зарубежном сознании, которая появилась в течение Нового времени. Ее особенность заключается в направленности этого сознания на «позитивный» мир, землю, в которой обитаем и развиваемся.

В философской истории свое название первый позитивизм получил в 30-е годы девятнадцатого столетия. Сегодня он также популярен. Означает положительное течение, от латинского слова positivus.

В этом направлении исследуется научный вид познания с логикой и методологией. По теории, позитивным является знание, максимально правдивое. Оно противопоставляется сумбурному и не несущему пользу обыденному представлению сознания и метафизическим рассуждениям.

Позитивизм как историческое явление был призван создать научный вид методологии, который смог бы сформулировать нормы, по которым можно было бы получать и развивать знания. Однако она была призвана целенаправленно отойти от философии с культурой, главной составной частью которого считается наука.

На основе этого курса была выражена известная концепция Конта (не путать с Кантом!) про три исторические стадии = три стадии развития души:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • научная.

Так, по Конту все объясняется действием сверхсил, а философия, которая породила науку, становится для нее ненужной.

Из концепции Конта были выдвинуты позднее важные принципы позитивизма:

  1. Принцип натуралистической онтологии или однородности социальных, культурных с природными явлениями.
  2. Принцип методологического натурализма или построение социологический знаний на физических науках.
  3. Принцип феноменализма или опыт с чувствами взамен умозрительных выводов социальной философии и социологии.
  4. Принцип ценностной нейтральности или воздержание от каких-либо социологических мнений как ученого по природе изучаемого объекта.
  5. Принцип инструментальности знания.

Родоначальник позитивизма

Родоначальником позитивистского явления девятнадцатого столетия является французский философ Огюст Конт. Во Франции его поддерживали Линттре с Реваном, в Англии — Джон Миль и Герберт Спенсер, а в Германии — Якоб Молешотт с Эрнстом Геккелем.

Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798 — 1857) — французский философ. Основоположник социологии. В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси.

В России позитивизма придерживались Михайловский с Лавровым. Перечисленные философы — представители первого течения позитивизма. Второе логическое течение или этап теории был связан с работой Маха с Авенариусом, которые развили мысль родоначальника и преобразовали позитивизм в эмпириокритицистическое направление.

Затем мысли подхватили и преобразовали Рассел, Карпан и Шлик с Витгенштейном, преобразовав классику в явление неопозитивизма.

Черты позитивистской философии

В отличие от другого направления в западной философии указанного столетия, в позитивизме:

  • отсутствует органическое единство, которое выражается в появлении с развитием школ с понятийным аппаратом и методами мышления;
  • присутствует претензия на явление надпартийности и снятия противоположности идеализма с марксизмом;
  • человеческие проблемы становятся центральной проблемой философского явления;
  • наблюдается связь течений со школами религий;
  • наблюдается борьба с идейностью, которая несет угрозу капиталистическому явлению;
  • господствует антидиалектический образ мыслей, который выражается во враждебному отношению к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;
  • наблюдается тип мыслей в виде эклектицизма;
  • наблюдается противоречивое отношение к научному знанию, которое выражено в сциентизме и антисциентизме;
  • распространяется иррационалистическое мышление, которое выражено в ограничении возможностей получения знания для процветания мистики;
  • наблюдается утрата оптимизма.

В этом проявляются главные характерные черты позитивистской философии.

Позитивизм и его разновидности

Вскоре после появления позитивизма, он быстро разделился на отдельные виды, рассматривающие разные вопросы и проблемы. Самыми известными из них является махизм с неопозитивизмом и постпозитивизмом, после классического позитивизма.

Классический позитивизм

Появление подобного вида позитивизма связывают с учением О. Конта, основоположника, Д. Милля и Г. Спенсера. Основными произведениями течения являются следующие: «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), «Дух позитивной философии» (1844) О. Конта, «Система синтетической философии» (1862 — 1896) позитивизма Спенсера.

Особенности его в том, что он разграничивает метафизику с наукой, представляет закон о трех стадиях по Конту, описывает задачи науки и критику соответствующего знания (по нему наука должна отбирать и классифицировать известные факты, делать больше и шире позитивный вид знаний, то есть собирать устойчивые факты с помощью наблюдения с экспериментом).

Эмпириокритицизм или махизм

Эмпириокритицизм либо махизм (второе название того же направления) — явление, называемое вторым позитивизмом, конца девятнадцатого начала двадцатого столетия, при котором отрицается наличие материального мира.

Здесь существующая реальность сводится к системе чувств. В этом принципы учения. Учеными, положившими начало этому направлению, являются представитель Австрии и Швейцарии — Э. Мах с Р. Авенариусом.

Свои идеи позитивисты выдвинули в публикациях: «Анализ ощущений» (1886), «Человеческое понятие о мире» (1909), «Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры силы», «Пролегомены к критике чистого опыта» (1913).

Основные идеи направления:

  • мир — соединенные вместе физические и психические элементы, которые не считаются ни материальными, ни идеальными;
  • предметом науки выступают факты в виде эмпирического исследовательского опыта, списка его мироощущений;
  • отношения, которые имеются в природе, обладают функциональным видом характера;
  • наука опирается на принцип экономии мышления и только так понимается;
  • наука описывает определенные численные величины математическими операциями, по этой причине теории с законами рассматриваются в качестве форм описания реальности.

Неопозитивизм

Неопозитивизм — течение в философии середины двадцатых по середину шестидесятых годов прошлого столетия, сосредоточившееся на языковом анализе в качества средства, чтобы разграничить науку и метафизику.

Философами, положившими начало этого течения, являются участники венского кружка, львовской школы и берлинской философской группировки.

Основные представители направления — Л. Витгенштейн и Б. Рассел. Основными произведениями неопозитивизма является «Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна и «Научное миропонимание — Венский кружок» (1929) Р. Карнапа, Г. Хана и О. Нейрата.

Неопозитивизм, в отличие от других разновидностей позитивизма:

  • разграничивает науку и метафизику, изучая проблему демаркации;
  • анализирует язык в качестве средства, активно влияющего на процесс мышления;
  • изучает верификацию с редукцией.

Постпозитивизм

Постпозитивизм — направление, возникшее в результате распада неопозитивизма в шестидесятых годах прошлого столетия. Создателями этого явления являются К. Р. Поппер с Т. С. Куном.

Основными произведениями направления считаются «Логика научного открытия» (1959) и «Структура научных революций» (1962).

В отличие от других видов позитивизма, постпозитивизм:

  • критикует научное разграничение с метафизикой на основе фальсификационного принципа вместо верификации;
  • рассматривает научное развитие как явление социокультурного контекста достижений религии и политики;
  • реабилитирует философские и мировоззренческие вопросы и делает выводы по значению философии для науки;
  • отказывается от неисторического объяснения всего научного;
  • отказывается от поисковой установки с обоснованием научной концепции как главной идеи.

Плюсы и минусы позитивизма

К плюсам позитивистского направления можно отметить то, что оно:

  • относительно самостоятельное и независимое явление;
  • предусматривает ориентиры философии на реальную науку;
  • различает классическую философию и конкретные научные факты;
  • ориентировано на реальную науку как критерий истины в философских суждениях;
  • подчеркивает различия между философской методологией и научным познанием действительности.

К минусам его можно отнести то, что позитивизм:

  1. Не договаривает тот факт, что классический вид философии, будучи важным показателем развития культуры, не имеет пользы для общества из-за исчерпавших себя когнитивных элементов.
  2. Неверно истолкована сущность направления. Основоположники стремятся сделать все эмпирическим видом знаний, в то время как качественные особенности теории в научном знании недооценены, если сравнивать его с первым. При это неправильно интерпретируют природу знаний.

Кроме того, наука рассматривается как абсолютно самодостаточная культурная система, которая развивается лишь по интернализму, наблюдается редукция научной философии.

В целом, позитивизм — философское течение, возникшее в середине девятнадцатого столетия и продолжавшееся развиваться до настоящего времени, в котором позитивное научное знание исследуется как философское.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector