Виды знаний в обществознании

Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.

Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.

Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.

Оглавление:

Что такое знание

К основным значениям понятия «знание» относятся:

  1. Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
  2. Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
  3. Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.

Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.

Классификация знаний

Рассмотрим основные классификации:

  • по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
  • по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
  • по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
  • по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.

Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.

Виды человеческих знаний

Основные виды знаний в современной классификации:

  1. Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
  2. Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
  3. Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
  4. Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
  5. Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
  6. Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
  7. Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
  8. Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
  9. Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.

Формы знаний

Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.

К основным признакам относятся:

  • рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
  • сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
  • систематизировано – повторяющееся;
  • получается в результате эмпирических исследований;
  • стремится к точности и конкретике;
  • доказуемо и обладает научным языком;
  • не предполагает авторскую трактовку.

Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:

  1. Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
  2. Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
  3. Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
  4. Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
  5. Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
  6. Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.
Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.

Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.

К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock detector