Top.Mail.Ru

Знаки препинания и союзы в сложноподчинённом предложении

Первые знания о предложении получают в начальной школе. Там ребята узнают, что синтаксическая единица представляет собой цепочку слов, которые связаны по смыслу. Затем им рассказывают, что предложения бывают распространённые и нераспространённые, простые и сложные, односоставные и двусоставные. В старших классах учащиеся определяют отличия сочинительной связи от подчинительной, учатся ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

На уроке русской грамматики

Характеристика синтаксической единицы

Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого связью. Во втором виде есть 2 простых, связанных между собой союзом или запятой (бессоюзно). При этом каждая часть может употребляться отдельно, а смысл сохраняется.

В СПП тоже 2 части, однако одна главная, а другая зависимая. Они объединены одной темой и не могут разрываться. Зависимость выражается союзом или союзным словом. Синтаксически зависимая часть называется придаточным предложением.

Сложноподчинённое предложение

  1. Я не знал, что так быстро справлюсь с работой.
  2. Дети решили пойти туда, где им будет легко построить свой дом.
  3. Солнце всходит с той стороны, что находится на востоке.

С помощью служебных частей речи выражают различные смысловые отношения. Есть несколько видов сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. В главной части находится слово, которое поясняет зависимые части образа действия, меры и степени. Или поясняет всю главную часть придаточное времени, цели, причины, уступки, следствия, условные и сравнительные. Пунктуация в сложноподчинённом предложении зависит от контекста. Чаще всего ставят запятую, но иногда необходимо тире и двоеточие.

Виды придаточных

В СПП с придаточной изъяснительной есть слова со значением речи (говорить, спрашивать), мысли (думать), чувства (переживать, сочувствовать). При этом от главной части можно поставить вопрос: о чём или что? Например, «Я могу точно сказать, (о чём?) что завтра будет хорошая погода».

Определительное отвечает на вопрос какой? чей? То есть напоминает второстепенный член предложения определение («Я не думаю о том месте, (каком?) где меня плохо встретили»).

Части вида образа действия определить легко, так как в главной части есть слово «так», указывающее, каким образом совершается действие: «Я хочу прожить свою жизнь так, (каким образом?) чтобы обо мне вспоминали».

Мера и степень характеризуется присутствием таких слов, как «столько, настолько, так», вопросами сколько? в какой степени? Пример: «Мы закончили работу быстрее, (насколько?) чем изначально планировали».

Виды придаточных предложений

Чтобы определить придаточные места, нужно найти наречия «там, оттуда, всюду». Соответственно, вопросы используются такие же, как и при обозначении наречия (Где? Куда? Откуда?). Их часто можно встретить в художественной литературе («Назар не хотел идти туда, откуда его уже не раз прогоняли»).

Если можно поставить вопрос «когда? с каких пор?», значит, в СПП придаточное времени. Синтаксическая единица строится таким образом: «Пока у меня не закончатся силы, я буду идти вперёд». Когда есть цель, легко поставить вопрос зачем и для чего? «Школьники решили сходить в больницу, (для чего?) чтобы проведать своего одноклассника».

По какой причине или почему? Именно так звучат вопросы о причинах происходящего («Друзья не могли расставаться надолго, потому что привыкли всё делать вместе»). Есть такой вид придаточных, как уступительные. Указывает на них действие, происходящее в главной части, вопреки тому, о чём говорится в придаточной («Мы должны оставаться людьми, несмотря на частое недопонимание»).

Самый простой вид — условный. Его можно отличить по словам «если, когда». Например, «Ты должен жить достойно, если хочешь оставить что-то ценное после себя». Когда есть результат в придаточной части, вытекающий из того, о чём говорилось в основном предложении, речь идёт о следствии («На улице было спокойно, так что мальчишки могли смело сделать очередную перебежку по дворам»).

И последний вид — сравнение двух событий. Это видно на примере: «На лугу было много пёстрых цветов, словно здесь собрались все бабочки мира».

Способы определения

Таблица СПП с несколькими придаточными, поможет запомнить виды подчинения:

Виды подчинения
Последовательное Параллельное Однородное
— Первое придаточное относится к главному предложению. — Второе придаточное относится к первому. -Третье относится ко второму и т. д. — Относятся к главному предложению (или слову), но имеют разное значение. — Могут относиться к разным словам в главном предложении и быть одинаковыми или разными по значению. — Придаточное относится к главной части или к одному слову. — Можно поставить один вопрос. — Относятся к одному виду придаточных.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, нужно понимать, о чём хотел сказать автор. Поможет в это простой алгоритм:

Ученики пишут придаточные предложения

  1. Найти главную часть.
  2. Задать вопрос к придаточному и определить вид.
  3. Тип подчинения.
  4. Границы предложения.
  5. Знаки препинания.

Придерживаясь этих пунктов, расставить пунктуационные знаки будет несложно. Важно сначала определить виды связи и придаточных.

Правила обособления

Если в СПП однородные зависимые части, отсутствуют союзы, ставится запятая. «Отец часто вспоминал, как мы бегали наперегонки, как ловили бабочек, как собирали букет для мамы». В некоторых предложениях после однородных придаточных стоит обобщающее слово после вводного. Тогда необходимо поставить запятую и тире и опять запятую. Они будут выполнять выделительную функцию: «Во время классного часа говорили о настоящих воинах, о том, как им было тяжело, — короче, тема была животрепещущая».

Если есть неповторяющиеся союзы, знаки препинания не ставят. Однако здесь нужно различать одиночный союз при однородных придаточных частях и союз при двух независимых предложениях, а может быть союз при однородных членах в главной части, когда запятая перед -и ставится.

Пунктуация в Сложноподчинённом предложении

Пунктуация важна в СПП, когда сочинительный союз повторяется («Учительница часто рассказывала, как они ездили в колхоз, и как собирали картошку»). Правило распространяется на предложения, в которых есть сочетание ли… или, когда это не однородные члены. А вот в независимых вопросительных частях запятую ставить необходимо, а также когда союзы раскрывают содержание общей для них части.

Понадобится пунктуационный знак на стыке двух соподчинённых придаточных частей («трудно было рассмотреть, солнце ли всходило, или это загорались вспышки от орудийных залпов»). В СПП с последовательным подчинение расстановка знаков препинания происходит на общих основаниях.

Чтобы правильно расставить запятые, нужно внимательно прочитать предложение. Затем, придерживаясь алгоритма, найти все части. Так получится грамотно подойти к выполнению задания и не совершить ошибку.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Это интересно
Adblock
detector